Тауэр - от королевского дворца до музея оружия

Тауэр, Лондон
С могучей и неприступной, выдержавшей немало безуспешных осад королевской крепостью на берегу Темзы фантастических легенд и кровавых историй связано едва ли не больше, чем в этой крепости подземелий. А в самой знаменитой легенде главная роль отведена ворону: покуда черные птицы, наблюдавшие в прошлых столетиях за исполнением смертных приговоров, вьют свои гнезда в нишах мрачного серого замка, будет стоять Тауэр, а с ним вместе и английская монархия. Злые языки говорят, будто мудрая и предусмотрительная стража подрезала каркающим обитателям крепости крылья, чтобы они не улетели навеки.
Охрана королевского стола
И уж точно из области сказок молва о том. будто солдаты охраны в лондонском Тауэре, бифитеры — питаются исключительно мясом. У слова «beefeater» и в самом деле есть второе значение — «мясоед», но происходит оно от французского «boufitier»: так называли верных смотрителей винных погребов, во времена Генриха VIII следивших за самочувствием его величества во время королевской трапезы. Зато о происхождении замка в южной части нынешнего Лондон-Сити можно строить любые догадки! Одна из гипотез требует исключительно серьезного к ней отношения: первым начал строить укрепления и этом месте римский полководец Цезарь. А вскоре после того, как Вильгельм Завоеватель заставил весь остров подчиниться норманнам, на восточном конце древней римской стены появился мощный деревянный форт. Там и жил новый правитель, следя за рекой и тем самым напоминая жителям, что отныне не оставит их своими милостями.
Одинокий страж на холме
Новые каменные здания Тауэра были завершены при сыне Вильгельма Завоевателя, Вильгельме II Рыжем. Сложенный из темных и светлых камней замок с зубцами, угловыми башнями и сводчатыми окнами в одиночестве нес вахту на холме Тауэр и наглядно демонстрировал подданным твердость королевской власти. И другие правители — например. Ричард Львиное Сердце — продолжали строительство. Своей нынешней формой Тауэр обязан эпохам правления Генриха III и Эдуарда I.
Темная страница
Стратегическим центром Тауэра в XVI веке был Куинс-Xaуc, где проживал комендант крепости. Обширная коллекция оружия в Уайт-Тауэр. а также собрание оружия и доспехов с Востока в Восточной галерее напоминают о тех временах, когда Англия безраздельно владычествовала на море.
Самая мрачная страница истории лондонского Тауэра начинается с ареста философа и лорда-канцлера Томаса Мора, католика, отказавшегося принести присягу королю Генриху VIII как «верховному главе» англиканской церкви. Мор окончил свою жизнь под топором того же палача, который должен был исполнить смертный приговор над Анной Болейн, второй женой Генриха: через 3 года после блистательного венчания на царство она была приговорена мужем к смерти за предполагаемую измену. Четвертая жена Генриха Екатерина Говард тоже вызвала его неудовольствие и отправилась на эшафот — плаха и до сих пор стоит во внутреннем дворе замка. Приговоренных к смерти хоронили в Королевской капелле Св. Петра. О бесчисленных узниках Тауэра напоминают надписи, нацарапанные ими на стенах. В конце ХМ века Тауэр окончательно расстался с ролью резиденции: королевская семья переехала в Вестминстерский дворец, где помещения значительно более удобны.
Эпоха расцвета буржуазии
В течение долгих столетий Тауэр менял свое назначение: он был арсеналом. крепостью, дворцом и тюрьмой. Но помимо коллекций боевого оружия в его стенах хранится и собрание сокровищ британской короны. Большинство драгоценностей, (ими можно полюбоваться в хорошо охраняемой сокровищнице) относится ко второй половине XVII века, поскольку во время революции Оливер Кромвель продал и переплавил почти все королевские богатства.
Самое сильное впечатление производят одеяния для коронации, нарядные одежды рыцарских орденов и. конечно, короны. Бесспорно, самая из них известная - Императорская государственная корона, украшенная не только легендарным южноафриканским бриллиантом Куллинан, но и сверкающим рубином из Кастилии. В наше время это произведение искусства венчает главу королевы только на открытии парламента, напоминая о коронации королевы Виктории в 1837 году и об эпохе расцвета английских художественных ремесел во второй половине XIX века — эпохе, названной именем этой королевы.