Шри Рамакришна Парамахамса - авидьямайя, веданта, видьямайя

Шри Рамакришна был родом из Камарпукура. Эта деревня в округе Хугли на протяжении последних ста лет сохранила идиллическую простоту сельских уголков Бенгалии. Кхудирам Чаттопадхьяя и Чандра Дэви, родители Шри Рамакришны, поженились в 1799 году. В то время Кхудирам жил в своей родовой деревне, Дерейпуре, недалеко от Камарпукура. Их первый сын, Рамкумар, родился в 1805, а первая дочь, Катьяяни, - в 1810 году. Ребенок, известный впоследствии как Рамакришна, родился 18 февраля 1836 года. В память о сне в Гайя ему было дано имя Гададхар, "Несущий Жезл" - один из эпитетов Вишну. Тремя годами позже родилась еще и маленькая сестренка. Гададхар вырос в здорового и неугомонного мальчика, полного шуток и забавных проказ. В возрасте шести или семи лет Гададхар получил свое первое переживание духовного экстаза. В шестнадцать лет Гададхар был вызван в Калькутту своим старшим братом Рамкумаром, которому требовалась помощь в его жреческих делах. Рамкумар открыл школу изучения санскрита, чтобы иметь дополни-тельный заработок, и его намерением было постепенно обратить мысли своего младшего брата к перспективе получения образования.
В то время в Калькутте жила одна богатая вдова по имени Рани Рашмони, принадлежавшая к касте шудр, и широко известная не только своей деловой хваткой, смелостью и умом, но также своим великодушием, благочестием и преданностью Богу. В 1847 году Рани купила двадцать акров земли в Дакшинешваре, деревне примерно в четырех милях к северу от Калькутты. Там она разбила храмовый сад и построила несколько храмов. Шри Рамакришна - теперь мы будем называть Гададхара этим знакомым всем именем - приехал в храмовый сад вместе со своим старшим братом Рамкумаром, который был назначен жрецом храма Кали. Рамакришна вскоре сменил его на этом "посту".
Служение в храме усилило жажду Шри Рамакришны к непосредственному видению Матери Вселенной. Он стал проводить в медитации часы, не занятые службой в храме и вскоре был вознаграждён божественным видением, которое послужило лишь прелюдией к предстоящим интенси-вным переживаниям.
Первым Гуру Рамакришны стала браминка - Брахмани. Родом из Восточной Бенгалии, она была адептом тантрического и вайшнавского методов поклонения. Под её руководством он выполнял глубокие и утонченные тантрические ритуалы в Панчавати и под деревом бел в северной части храмового сада. Он практиковал все дисциплины основных шестидесяти четырех книг тантры, и у него всегда уходило не более трех дней на то, чтобы достигать конечного результата, обещанного в любой из них. После завершения тантрической садханы Шри Рамакришна стал следовать Брахмани в дисциплинах вайшнавизма и успешно освоил их в кратчайшие сроки.
Вторым Гуру Рамакришны стал странствующий монах, здоровый Тотапури, которого Шри Рамакришна стал называть Нангтой, "Нагим", из-за его полного отказа от всех земных предметов и привязанностей, включая даже одежду. Тотапури был носителем незнакомой для Шри Рамакришны философии - философии недуалистической веданты, конечного осуществления которой Тотапури добился в своей собственной жизни. Тотапури велел ученику отвлечь свой ум от всех объектов относительного мира, включая богов и богинь, и сосредоточиться на Абсолюте. В результате глубокого тотального сосредоточение Рамакришна погрузился в Нирвикальпа самадхи в котором оставался три дня, а в дальнейшем эта способность к самадхи стала для него естественной и не требующей приложения усилий. Познание Брахмана в нирвикальпа самадхи убедило Шри Рамакришну, что боги различных религий являются только множеством отображений Абсолюта, и что Конечная Реальность никогда не может быть выражена человеческим языком. Он понял, что все религии ведут своих приверженцев различными путями к одной и той же цели - Единому для всех Богу - Абсолюту!
У Шри Рамакришны было много учеников, самым знаменитым из них стал Нарендранатх Датта, в будующем известный как Свами Вивекананда и создавший вместе с другими учениками организацию - "Миссия Рамакришны" которая ставила своей задачей распространить учение Шри Рамакришны по всему миру.
Шри Рамакришна оставил своё тело в ночь на 16 августа 1886 г.
Поучения
Шри Рамакришна подчёркивал, что осознание Бога является высшей целью существования всех живых существ. Следовательно, для него религия служила средством для достижения этой цели. Мистическая реализация Шри Рамакришны, классифицированная традицией индуизма как нирвикалпа самадхи (буквально, «постоянная медитация», считающаяся погружением во всеохватывающее Сознание), привела его к уверенности, что различные религии явятся различными путями достижения Абсолютной Реальности и что Окончательная Действительность никогда не может быть выражена в человеческих понятиях. Это согласовывается с заявлением Ригведы, которое гласит что «Истина одна, но мудрецы называют её разными именами». Как результат этого мнения, Шри Рамакришна действительно провёл различные периоды жизни практикуя собственное понимание Ислама, Христианства и различных йогических и тантристских направлений в пределах Индуизма.
Шри Рамакришна Парамахамса пришел в этот мир 18 февраля 1836 года, около 5.15 утра, и покинул его в 1886м 16 августа в 1.02 ночи. В течении своей жизни он изучал и практиковал разные виды духовных практик, главным образом ваишнавизм, шактистскую тантру и адвайта веданту. Ему дали наставления о духовном содержании своих религий мусульманский суфийский мистик и не фанатичный христианин. Пройдя путями многих религий, Шри Рамакришна учил, в первую очередь, тому, что, все религии являются путями к одному Абсолютному Богу. Являясь проводником Божественной силы, Шри Рамакришна, передавал и передает людям поток божественного света и любви. В течении своего пребывания в физическом теле, он очень длительное время проводил в особом состоянии, называемом самадхи. Внешне это состояние характеризуется почти полной остановкой дыхания и сердцебиения. Внутренне, оно выражается в бесконечном блаженстве, знании и наполненности, проистекающих из слияния с объектом самадхи. Шри Рамакришна сливался со всей Вселенной, со всеми живыми существами. В нем можно видеть разнообразнейшие духовные проявления. Являясь очень чистым, безупречно духовным и правдивым человеком, Шри Рамакришна оставил множество поучительных наставлений и описания испытанных им состояний. Его личность прекрасно подходит для медитации и вам будет трудно найти лучшего гуру.
Шри Рамакришна (Калькутта ,1881)
Последователи Шри Рамакришны верят, что реализация Шри Рамакришной нирвикалпа самадхи также привела его к пониманию двух сторон майи (иллюзии), о которых он упоминал как об авидьямайе (avidyamaya) и видьямайе (vidyamaya): Он объяснял, что авидьямайя представляет темные силы сознания (например: чувственные желания, низменные страсти, жадность, похоть и жестокость), которые держат мировую систему на более низких планах сознания. Эти силы ответственны за поимку человека в ловушку циклов рождения и смерти, с ними нужно сражаться и они должны быть побеждены. Видьямайя, с другой стороны, представляет более высокие силы создания (например: духовные добродетели, благородство, доброта, целомудрие, любовь и преданность), которые поднимает людей на более высокие планы сознания. С помощью видьямайи, говорил он, преданные могут освободиться от авидьямайи и достигнуть окончательной цели, став маятита (mayatita), то есть свободными от майя.
Провозглашение Шри Рамакришной идеи «ятра джив татра Шив» (где есть живое существо, там есть Шива) вышло из его восприятия действительности с точки зрения Адвайта Веданты. Это понимание привело его к тому, что он учил своих учеников: «Дживе дайя ной, Шив гьяне джив сева»(не жалость к живым существам, но служение живым существам как самому Шиве). Это отношение значительно отличается от «сентиментального пантеизма» Франциска Ассизского.
Несмотря на то, что Шри Рамакришна был неграмотным, он был способен понять сложные философские идеи. Согласно его видению, наша вселенная и множество других вселенных (брахманда) являются просто пузырьками, возникающими на поверхности высшего океана интеллекта (Брахмана).