культурный-портал.рф

Школа мировой науки в IX веке

Когда орды варваров вторглись в пределы Западной Римской империи (V век), казалось, навсегда были утрачены великие сокровища античной науки, накопленные Римом, Грецией и еще более древним цивилизациями Востока. Но спустя несколько столетий, в смутную эпоху раннего средневековья, возникла международная научная организация, процветавшая вопреки косным предрассудкам христианского мира.

В IX веке в приморском южноитальянском городе Салерно была основана школа, которой суждено было возродить и сохранить медицинскую науку минувших времен, стать основным центром сотрудничества деятелей средневековой культуры.

О первых днях этой школы, получившей в честь великого медика античной Греции название «города Гиппократа» (Civitas Hippocratica), сохранились крайне скудные сведения. Современные историки сходятся на том, что основателями ее были четверо ученых: мастер Адела, араб, мастер Хелинус, еврей, мастер Понт, грек, и мастер Салернус, итальянец. Каждый из них преподавал на своем языке, и, стало быть, Салернус читал лекции на латинском, а Хелинус на древнееврейском языке.


 О международном характере этой школы свидетельствует и то, что национальность ее многих прославленных лекторов осталась неизвестной. В город Гиппократа стекались тысячи студентов из Аравии, Африки, Испании, Англии, Палестины, северной Франции и других стран. Меньше всего их интересовала национальная принадлежность профессоров этой школы. Так и не установлено, например, происхождение одного из ее виднейших ученых - Габриопонта, умершего примерно в 1050 году. Некоторые историки полагают, что он был грек; другие считают его ломбардцем; третьи доказывают, что он уроженец Салерно.

Один из известнейших его последователей, Константин Африканец, был родом из Карфагена. В салернской школе он читал лекции о последних достижениях восточной науки, широко привлекая сведения, почерпнутые во время своих странствований по Сирии, Египту, Эфиопии и Индии.

Дух научного познания был настолько силен в Салерно, что побеждал многие средневековые предрассудки. На заре этой школы первостепенную роль играла женщина-медик Тротула. О ее личности известно немного, но некоторые ее труды использовались авторами учебных пособий
вплоть до XVI века и впервые были напечатаны в 1547 году в Венеции. Известны и другие женщины-ученые этой школы, а также женщины-студентки, посещавшие ее.

Тротула приобрела такую славу, что имя ее стало популярным в староанглийской литературе («Дама Трот» английских писателей), а в песнях медика-трубадура XIII века Рютбёфа (автора «Сказа о лекарственных травах» - Le Dex de L Erberie) -она фигурирует под именем «Мадам Трот».

Об универсальном характере научных исследований в Европе — универсальном даже в условиях «темных веков» - свидетельствует тесное сотрудничество христиан, иудеев и мусульман в период крестовых походов.

А между тем каждый, кто не принадлежал к правоверной христианской церкви — будь то иудей, мусульманин, индус или, того хуже, еретик, — вообще не считался в глазах тогдашнего рядового европейца существом человеческой породы.

Письменные источники салернской школы свидетельствуют о большом влиянии, которое оказывали на нее великие арабские школы Востока и мусульманской Испании. В Салерно прилежно изучали труды иранского врача Резы (865—925), великого медика Авиценны — Ибн-Сины (980 - 1037) и ученых арабской Испании Авенсоа-ра (1113 - 1162) и Аверроэса — Ибн-Рошда (1126 - 1198), а также великого Маймонида, испанского еврея (1135 -1204). Два наиболее известных еврейских врача - уролог Исаак Юдеус (IX или X* век) и окулист Бенвенут Грасс (родившийся в Иерусалиме в XI или в XII веке) — учились и преподавали в Салерно.

Салернская школа возродила дух научного познания, свободного от догматики. Здесь обрели вторую жизнь произведения античной классики, и, изучая эти труды, салернские ученые утвердили традиции критического отношения к фактам реальной действительности. Таким образом, путь к университетской науке эпохи Возрождения лежит через Салерно.

Но самым выдающимся достижением салернской школы, оказавшим стойкое влияние на все последующие эпохи, было то, что вместе с созданием 5. научного центра оказались опрокинутыми барьеры религиозных и национальных предрассудков. Благодаря этому в Салерно наука стала доступ- ной широчайшему кругу людей всех стран средневекового мира.