Поющие каменные статуи в Стовратных Фивах

Луксор, Египет
Когда в рассветных сумерках ветер задувал в щели и трещины колоссальных сидячих фигур, до слуха посетителей некрополя доносились звуки странной музыки. Римские и греческие путешественники, стремясь придать этому явлению мифологический смысл, скоро нашли объяснение: Мемнон, героически погибший под Троей, стал поющей статуей в гомеровских «стовратных Фивах», чтобы каждое утро приветствовать звучным пением свою мать, богиню утренней зари Эос. Слезы. что проливала Эос, падали росой на статуи, и в конце-концов их назвали Колоссами Мемнона. Когда император Септимий Север в 199 году посетил эти места, он повелел провести основательную реставрацию скульптурных изображений Аменхотепа III. II с тех пор не слышно жалобного плача этих фигур, что охраняли вход в заупокойный храм (давным-давно исчезнувший) и считались одним из чудес света. Теперь только надписи, сделанные демотическим, греческим и римским письмом, напоминают о посетителях древности, внимавших пению.
Царский город Уасет. который греки позже назвали Фивами, расположен на восточном берегу Нила. В течение четырех столетий он властвовал над неуязвимым Египтом и некоторое время был центром Восточного Средиземноморья. Свой расцвет Фивы пережили в период Нового Царства, когда правила 18-я династия. На украшение резиденции фараоны щедро тратили свои несметные богатства. Один только Тутмос III выступал 17 раз в военные походы. с успехом увеличивая свое государство. гак что под конец в него входили почти вся Малая Азия. Палестина, Сирия. Финикия, области на Кфрате. в Нубии. Судане и Ливии. Примерно в 663 году до н. э. неудержимый взлет сменился глубоким упадком: когда aрмии ассирийского царя Ашшурбаипала сожгли Фивы, «трон мира», от былой роскоши остались только величественные руины храмов Карнака.
Ладьи богов и священные гуси
Самый большой храмовый комплекс Египта состоял из ворот, дворов и залов, бесконечных колонн, скульптур и обелисков. Храм, посвященный богу ветров и воздуха Амону, впервые был расширен при Тутмосе I. И каждый новый фараон изо всех сил старался превзойти достижения своих предшественников более и более роскошными постройками, чтобы создать символы своей связи с Амоном. Сквозь десять больших храмовых ворот, называемых пилонами, можно было попасть в разные части комплекса, а оттуда — к центру, к святилищу. По сторонам двух дорог стоят сфинксы с бараньими головами, и посетитель через передний пилон может пройти к сохранившемуся до сих пор главному храму (толщина его стены 15 метров). За ним располагается большой двор, обнесенный колоннадой, открытой в сторону малых храмов. Миновав второй пилон, посетитель оказывается в Большом гипостильном зале (площадью 5000 квадратных метров). где капители колонн выполнены в форме цветков и бутонов папируса. Осмотр храмового комплекса продолжается за следующими воротами у святилища, где причаливали три лодки: бога Амона, его супруги Мут и их сына, бога Луны Хонса. Кроме того, в честь Мут и Хонса был возведен храм, в былые времена окруженный садами. У южной стороны храма лежит Священное озеро, плавающие в нем гуси считаются священными.
Когда Эхнатон (Аменхотеп IV) взошел на трон, культ Амона на некоторое время ослабел. Новый правитель предпочел Атона и повелел разрушить рельефы и саркофаги с изображением Амона. Но уже его преемник Тутанхамон приказал восстановить старый храм. Когда царский город в 57 году до н.э. посетил Диодор, здесь все еще чувствовалась традиция древнего величия. Фиванцы гордились тем, что самые ранние философы и астрологи происходили из их города.
Вторая по значению святыня в Фивах — это Луксорский храм. Аллея длиной примерно 3 километра (по сторонам ее стоя т сфинксы) соединяла его с Карнаком. Комплекс, также посвященный Амону, позже использовали как христианскую церковь. Помимо большого количества рельефов здесь находятся огромные статуи Рамсеса II. который больше всех других властителей украсил Фивы храмами, статуями и памятниками, а также колоннадой с пани-русообразными капителями. Колонны символизируют пальмовые деревья того острова, с которого, согласно древнеегипетской мифологии, начинался мир. Один из двух гранитных обелисков. стоявших перед Луксорским храмом. украшает сегодня площадь Согласия в Париже. Прямо за входом на территории храмового комплекса возвышается мечеть Абу эль-Хагаг.
Только в 30-е годы археологи вновь пробудили от сна наполовину погрузившиеся в песок развалины Луксора. Даже в руинах этот музей под открытым небом и сегодня может дать представление о блеске и величии Египта.
Фараоны Нового царства нашли место последнего прибежища в некрополе к западу от Нила. Там с течением времени возникли сотни богато украшенных гробниц, которые из-за угрозы ограбления помещались внутри холмов. Британский археолог Говард Kaртер в 1922 году открыл в Долине Царей нетронутую — словно чудом — гробницу Тутанхамона, умершего в 18 лет. Его саркофаг оставили в гробнице, а вот погребальные дары — золотые диадемы, маски, ювелирные изделия, статуи, колесницы и оружие — выставили в Египетском музее в Каире. Другие гробницы уже давным-давно разграблены. Но там есть фрески, на которых изображены сцены загробной жизни, какими они представлены в египетской «Книге мертвых».
Лучший сезон для поездки
С середины октября по июнь.
Средства сообщения Международные авиарейсы и Луксор.
Проживание
«Винтер Палас» и «Савой» в стиле XIX века.
Советы
Ранним утром и в вечерних сумерках -полеты на воздушном шаре. Светомузыкальные представления. Катание на лодках по Нилу, Храмы Эсны. Эдфу и Ком-Омбо.