культурный-портал.рф

Парусные суда получают признание

В плодь до 1500 года самым распространенным типом военного и торгового судна в Средиземноморье была галера с одним ярусом весел. Длина весел постоянно увеличивалась, достигая 15 метров. Примерно треть длины весла находилась внутри галеры, и число гребцов, правивших одним веслом, иногда доходило до семи человек.

Очень скоро на смену рулевому веслу пришел руль, а на помощь гребцам — мачты и паруса. Венецианцы и генуэзцы плавали на больших галерах, оснащенных веслами и парусами (галеасы), и на грузовых судах малой скорости, вмещавших до 600 тонн груза (нефы или караки).
В 1571 году, при сражении в заливе Лепанто, испано-венецианская флотилия насчитывала 6 галеасов и свыше 200 галер, не считая более мелких вспомогательных судов. Лепанто — место последнего крупного морского сражения, в котором галеры были главной ударной силой флота, хотя их продолжали использовать еще более столетия.

А тем временем все большее распространение, особенно в Атлантике, получали парусные суда. Руль, навешенный на стойке ахтерштевня (с его помощью управление судом осуществляется быстрее), был, вероятно, известен в Китае уже в VIII веке, в Византии — в XII, а в Польше - в XIII    веке. Свое полное развитие он нашел на византийских судах XIV веха. Флот, собранный в 1413 году английским королем Генрихом V для вторжения во Францию, состоял из харак, барж, кокботов и им подобных судов грузоподъемностью до 500 тонн (наиболее известные суда такого типа — тупоносые, широкие, неповоротливые кокботы стран Северо-Западной Европы.


 

b2ap3_thumbnail_pervie-parusnie-korabli2.jpg

Тем временем португальцы и испанцы работали над созданием своей «каравеллы» — небольшого океанского судна с высоко поднятой кормой и латинским парусным оснащением. Именно на таких судах совершали сзои путешествия Васко да Гама и Колумб. Грузоподъемность «Санта Марии», каравеллы Колумба, составляла несколько больше 200 тонн. К этому времени оснащение кораблей было усовершенствовано; трехмачтовые суда с бугшпритом получали все большее распространение начиная с XV века, и моряки — при прямом парусном оснащении на двух мачтах и латинском — на третьей — могли идти даже против ветра.

Ветры над Атлантикой почти никогда не стихают полностью, и поэтому народы, имевшие выход к Атлантическому океану, смогли заменить неуклюжие, весельные суда более маневренными парусными. «Великая Армада» (1588 год), насчитывавшая всего 4 галеаса и 4 галеры, но почти 130 парусников (самый крупный — в 1300 тонн), — яркий пример того, как в атлантическом судоходстве парусный флот вытеснил галеры.

Совершенствование методов навигации, появление более крупных транспортных судов дали возможность морякам совершать плавания в открытом океане, а длительные рейсы в свою очередь позволили отказаться от многочисленных перегрузок.

Кроме известного морского пути из Северного моря в Венецию и Геную через Гибралтар, существовала и другая постоянная «морская дорога» — между портами Нидерландов и Балтики, где плавали голландцы и немцы. Еще один толчок развитию водных перевозок дали географические открытия XV и XVI веков. Требования к судоходству все время повышались:    этому способствовало не
только развитие торговли с возникающими колониями и Дальним Востоком, но и рост внутриевропейской торговли колониальными товарами...

В XVII веке передовой страной Европы в области кораблестроения и морского судоходства была, пожалуй. Голландия, даже несмотря на то, что большинство материалов для постройки судов ей приходилось ввозить из-за рубежа. В 1595 году Питер Дж. Ливорн разработал новый тип судна, получившего название флейт: легкое, изящное, с мелкой осадкой, оно по сравнению с судами предшествующих типов обходилось дешевле в постройке и лучше слушалось руля...

Голландские рыболовные боты долгое время были лучшими на Северном море, на голландских флейтах — широких и плоскодонных — осуществлялась значительная часть каботажных перевозок Европы, голландские китобойные суда были основными поставщиками ворвани. Голландцы изобрели и приспособление для подъема
судов над мелями и в мелких каналах — камели. А голландец К. ван-Дреббель построил первую подводную лодку, которая в 1620 году на несколько часов погрузилась в воды Темзы...

Длительные плавания уже не в такой степени утомляли голландских мореплавателей и моряков других европейских стран; этому способствовало совершенствование методов определения местонахождения судна, улучшение гигиенических условий на кораблях. Магнитный компас, известный штурманам уже несколько веков, был дополнен телескопом, сразу же приспособленным к нуждам кораблевождения в XVII веке. Наконец, в XVIII столетии появился судовой хронометр. В портах назначения начали выращивать овощи, и это помогало морякам бороться с цингой.