Наскальная живопись в Сахаре

Тассилин, Алжир
Иссушенное жгучим солнцем Сахары раскинулось на восточной части Алжира негостеприимное Тассилин-Аджер. Оно занимает площадь почти 800 километром. Столетиями движутся караваны туарегских верблюдов но бесконечным, прямым как стрела. песчаным тропкам безлюдного плоскогорья. где влачат свое скудное существование меж диковинных слоистых скал змеи, пауки и ящерицы. Именно в этом враждебном человеку месте были созданы самые знаменитые наскальные рисунки Северной Африки. Поскольку южно алжирские кочевники никогда не выказывали интереса к произведениям искусства своих предшественников, открытие этих рисунков принадлежит европейским ученым. Основным исследователем наскальной живописи в Сахаре оказался француз Анри Лот. который в начале пятидесятых годов обнаружил более 10000 рисунков и сделал достоянием широкой общественности результаты своих исследований. Живопись и высеченные рисунки в массивах Тассили, ныне — государственном заповеднике посреди пустыни, относятся к наиболее хорошо сохранившимся произведениям искусства древних африканцев.
Древнейшие образцы их мастерства, которые Лот по степени совершенства разделил на пять периодов, были созданы предположительно 10000 лет тому назад. Поскольку картины выполнялись в пещерах, под выступами скал и в гротах. то они оказались защищены от песка, ветра и осадков в сухом климате Сахары. Европа в течение ледникового периода была захоронена под мощными глетчерами, а в это же время в массивах Тассили властвовал влажно-жаркий средиземноморский климат. О том, что эта часть Северной Африки быстро заселилась. свидетельствует греческий историк Геродот, который в своих трудах описал запряженные лошадьми боевые колесницы. Цитрусовые и оливковые деревья, дубы, олеандр и мирт украшали эту богатую водой местность, где слоны, носороги, гиппопотамы, газели и жирафы искали себе пропитание. Когда в конце ледникового периода климат начал изменяться, горячие ветры постепенно высушили пышный ландшафт. Растительность и тропическая фауна оскудели, а потому и люди со временем отступили.
Изображение диких животных
Наследие самого раннего периода живописи Тассили. который длился примерно с IX по V тысячелетие, дает представление о животном мире Охотничьей эпохи. Помимо животных тех видов, что и сегодня еще встречаются в тропических широтах, наскальные рисунки изображают охотников с луком и стрелами, дротиками и бумерангами. Многие картины на мифологические темы — например, культ плодородия поражают своей бесцеремонной откровенностью. В результате раскопок были открыты захоронения, найдены осколки горшков, каменных инструментов, а также острия стрел и копий.
Доисторические художники с помощью примитивных инструментов изготовляли гравюры и шлифовали их. и таким образом возникали плоские фигуры высотой 5 метров. Измельчая сланец, художники приготовляли земляные краски. в которых доминируют желтые, коричневые. голубые и красноватые тона. В качестве вяжущего материала они использовали яичный белок. Краски наносили рукой, кисточками и перьями. Чрезмерно увеличенные головы людей. иногда с рогами и перьеобразной растительностью характерны для стиля «Круглоголовых». Люди в набедренных повязках охотятся с помощью луков, копий, палок и огромных вил на диких зверей: газелей, муфлонов и слонов — целый доисторический зверинец! Когда из верховьев Нила сюда переселились первые животноводы, стиль «Круглоголовых» перешел в стиль скотоводческого периода.
Живопись Тассили стала разнообразнее
Сценки из этого периода отличаются возрастающим богатством деталей, фигуры становятся изящнее, и явственнее различаются лица существ, напоминающих издалека маленьких чертиков, их одежда и рабочие инструменты. На передний план выступают натуралистически выдержанные будничные сцены. Появляются изображения женщин и детей, танцев, культовых действ. Впервые встречаются не только дикие звери, но и домашний скот.
Глаза и ноздри у животных для выразительности глубоко высечены в камне, а туловища покрыты узором из линий. Изображения четырех богинь-заступниц и ладьи с типичными инсигниями правителя говорят о сильном влиянии Египта на живопись Тассили в эту эпоху. Со всей очевидностью оно сказалось в картине, изображающей удлиненную фигуру плывущей женщины, которая тянет за собой мужчину. Многие маски и рисунки на теле человека напоминают татуировки, и сейчас встречающиеся у некоторых народов Центральной Африки. Лот сделал из этого вывод, что черные народы в те времена распространились гораздо дальше на север, чем это принято считать. А расхожее представление о Верхнем Египте как источник вдохновения для художников Тассили было тем самым опровергнуто. Неудержимый упадок С изображения лошади и верблюда начинается последняя эпоха в живописи Тассили. Произведения искусства не отличаются ни изощренностью, ни мастерством. Во многих случаях они напоминают простые каракули — впрочем. возможно, авторами были дети-туареги. Ветер и непогода почти не нанесли ущерба произведениям искусства в пустыне Сахара, но зато там все больше и больше заметны неистребимые следы современной цивилизации. Наскальные рисунки в Сахаре были обнаружены лишь и 50-е годы нашего столетия.
Лучший сезон для поездки
Весна и осень
Средства сообщения
Авиарейсы в Алжир. Далее — компания Air Algeric до Джанста, ежедневно. Автомобиль напрокат: информацию можно получить и государственном Управлении иностранного туризма (ONAT) в Алжире.
Советы
Прогулки по Сахаре с проводникамн-туарегами. Посещение городов Джанет и Та-манрассет, а также Гардая и Тимимун на пути в Алжир или обратно. Горы Теффедест знамениты своими скальными образованиями.