Кто принес искусство керамики в Эквадор 5000 лет назад? Японские рыбаки?

Возникшая 9000 лет назад культура прибрежной Японии, известная под названием «дзёмон», обязана происхождением этого названия технике нанесения узора на керамические изделия путем наложения веревки на мягкую глину.
На снимке: глиняный кувшин-ядзёмон» эпохи неолита.
До недавнего времени считалось, что два изначальных очага цивилизации Нового Света — Средняя Америка и центральные Анды — развивались независимо друг от друга, или, во всяком случае, контакты между ними были самыми минимальными. Однако сейчас, когда наши знания о культурной эволюции этих районов более основательны, становится все очевиднее, что обмен между ними был не только возможен, но и начался достаточно давно.
В самый ранний период зарождения человеческого общества, например, из одного района в другой передавались некоторые основные навыки и виды человеческой деятельности: изготовление гончарных изделий и приручение определенных видов животных. В эпоху, хронологические рамки которой простираются от периода, предшествующего началу нашей эры, до времени испанского завоевания, свидетельства таких контактов становятся все более многочисленными. Это объясняется, возможно, тем, что в то время уже регулярно предпринимались экспедиции в торговых целях.
Из Мексики до побережья Эквадора распространялись плоские и цилиндрические глиняные печати, небольшие глиняные маски, разнообразные детали костюма и причесок. В то же время на север из южных районов проникали фигурное литье, определенные конструкции стрел и типы захоронений, искусство металлургии.
Главными центрами контактов были, вероятно, побережья Эквадора и Южной Мексики. За пределами этих районов многие навыки и виды человеческой деятельности или совсем не прививались, или получали случайное, спорадическое распространение; в то же время другие распространялись весьма широко. Вопрос о том, какое значение в ускорении процесса культурного развития того или иного района имели подобные обмены, еще не нашел своего решения.
До последнего времени считалось, что возникновение и развитие доколумбовых цивилизаций в Америке происходило независимо от влияния других частей света. Новейшие археологические исследования и находки убеждают • том, что еще $000 лет назад японские рыбаки, которые пересекли Тихий океан и высадились неподалеку от бухты Вальдивия, познакомили местных рыбаков с искусством гончарного ремесла. На снимке: фрагменты японских и эквадорских кувшинов, свидетельствующие о поразительном сходстве их орнаментов, — пять (из бесчисленного множества) примеров, подтверждающих японское происхождение керамики Эквадора.
Критическому рассмотрению подверглась в недавнее время и другая прочно укоренившаяся точка зрения — независимый характер культурной эволюции Нового Света. Вплоть до последних лет большинство археологов рассматривали предысторию Нового Света как изолированный феномен, а в сходстве культурных черт и явлений Азии и Америки усматривали лишь результат параллельного развития или случайного совпадения.
Но по мере того как археологические, географические и социологические факторы превращаются в источники все новых сведений, становится все труднее соглашаться с таким объяснением. Нельзя также утверждать, что элементы культуры противоположного побережья Тихого океана могли иметь лишь незначительное влияние на культурное развитие Нового Света.
И пусть мы еще далеки от понимания природы контактов между двумя побережьями Тихого океана, у нас все же есть основания полагать, что возникновение и развитие цивилизации в Старом и Новом Свете не являются двумя изолированными друг от друга феноменами и что теории о неизбежности процесса культурной эволюции от дикости к цивилизации должны учитывать этот фактор. Если предположить, что констатируемые факты правильно интерпретируются, возникает мысль о том, что Берингов пролив не был единственным путем проникновения некоторых частных явлений культуры в Новый Свет.
Керамика появляется на побережье Эквадора примерно за 3200 лет до нашей эры и становится основным компонентом в культуре Вальдивии. Самые ранние образцы ее выполнены уже достаточно мастерски, несмотря на толщину стенок, и изукрашены с большим вкусом. Сосуды представляют собой большие круглые чаши и меньших размеров вазы, слегка суженные кверху.
Поверхности сосудов самые разнообразные: есть полностью полированные, встречаются покрытые красной глазурью, некоторые — шероховатые, иногда отдельные части глянцевитые. Разнообразные узоры нанесены простейшими инструментами, например, обломком раковины, заостренной палочкой или просто пальцем, которым водили по еще мягкой глине. Хотя керамика Вальдивии не отличается сложностью форм или замысловато-
стью орнамента, совершенно очевидно, что эта керамика — продукт древнего искусства с присущими ему традициями.
Несмотря на неполноту наших знаний о предыстории Нового Света, контуры этого периода начинают сейчас вырисовываться все более отчетливо, и мы не можем согласиться с необъяснимым разрывом в процессе столь продолжительной эволюции. С другой стороны, обращает на себя внимание то обстоятельство, что на противоположном побережье Тихого океана, на японском острове Кюсю примерно за 3000 лет до нашей эры уже существовали керамические изделия, не только поразительно напоминающие по манере исполнения образцы, найденные в Вальдивии, но и, несомненно, проделавшие с течением времени весьма длительный путь развития от примитивных форм к более сложным.
Первые японские горшечники, занимавшиеся в эпоху мезолита керамическим ремеслом, обитали на побережье океана или в горных долинах. Население японского побережья, как и население побережья Нового Света, ловило рыбу и собирало различную морскую живность, общий уровень их культурного и социального развития был в общем весьма схож.
Но в Японии искусство керамики «дзёмон» начало развиваться за 7000 лет до нашей эры. Простой сосуд с вертикальными стенками, опирающимися на конической формы основание, орнаментированный с помощью нарезки, накатки или веревкой, впоследствии уступает место вазам и сосудам усложненной формы, разрисованным в соответствии с развитием техники более замысловатыми узорами. Эта постепенная эволюция четко выявляется при сравнении данных археологических раскопок, произведенных в различных местах.
Контраст между продолжительным периодом керамики «дзёмон» и белым пятном в истории Нового Света, предшествующим появлению керамического искусства в Вальдивии, поразительное сходство между изделиями, найденными и изготовленными по обе стороны океана, синхронность возникновения схожих образцов керамических изделий в Японии и Вальдивии — все это заставляет предполагать, что мы имеем дело с двумя явлениями, имеющими общее происхождение.
Гипотеза о проникновении керамических изделий сухопутным путем вдоль Берингова пролива не имеет необходимого подтверждения и. по-видимому, носит случайный характер. С другой стороны, обнаруженные при археологических раскопках в пределах хронологического периода «дзёмон» кости глубоководных рыб. как и найденные выдолбленные каноэ того же периода, со всей очевидностью свидетельствуют о том, что японские рыбаки уходили далеко з открытое море.
Современные полинезийцы обладают знаниями, необходимыми для того, чтобы неделями существовать в открытом море, и у нас нет оснований предполагать, что их японские предшественники — рыбаки периода «дзёмон» обладали меньшим опытом или были менее стойки. Отнесенные бурей в океан и предоставленные воле ветра, они могли пересечь Тихий океан и добраться до побережья Нового Света. В таком случае они могли пристать прежде всего к далеко выдающемуся в океан побережью Эквадора, иначе их снова отнесло бы течением на запад.
Такое путешествие вполне могло длиться более года, и естественно предположить, что далеко не все его участники оставались в живых. Однако достаточно было, чтобы выжил хотя бы один из них: он мог положить в Вальдивии начало ремеслу, следы которого мы обнаруживаем в найденных там образцах керамических изделий. Оказавшись на побережье Нового Света, этот пришелец сразу обнаруживал сходство между условиями жизни здесь и на его родине в Японии; существенная разница заключалась в том, что материал, из которого ремесленники Эквадора изготовляли свои сосуды, был недолговечным.
Пришелец был знаком с искусством керамики, и, передавая населению Эквадора свои навыки, он, конечно, приобщал их к формам и узорам, хорошо известным ему еще по Японии. Несомненно, его ученики обладали недюжинными способностями, ибо прошло немного времени, и они не только сравнялись в этом искусстве с японцами, своими современниками, но даже превзошли их.
Возникшая 9000 лет назад культура прибрежной Японии, известная под названием «дзёмон», обязана происхождением этого названия технике нанесения узора на керамические изделия путем наложения веревки на мягкую глину.
На снимке: глиняный кувшин-ядзёмон» эпохи неолита.