Когда появились первые домашие животные?
Каким образом проходили первые этапы приручения диких коз, овец, свиней, крупного рогатого скота — не известно, да и вряд ли можно будет когда-нибудь ответить на этот вопрос с исчерпывающей полнотой.
По этому поводу существуют несколько теорий. Согласно наименее распространенной из них, столь важный шаг был сделан непосредственно в процессе охоты: животных ловили и, заставив их привыкнуть к человеку, использовали затем в качестве приманки. Вполне возможно, что это и справедливо по отношению к оленю.
Согласно другой и прямо противоположной теории, женщины первых человеческих поселений добились таких успехов в земледелии, что располагали определенным избытком пищи, которой могли подманивать голодных животных. Кроме того, по этой теории овцы и коровы — в условиях засушливого климата, характерного для послеледниковой эпохи,— часто собирались в местах, где была вода, что позволяло людям влиять на них и держать их под своим контролем.
Оба объяснения противоречивы, но хорошо дополняют друг друга. «Случилось так, что в Азии, именно в тех районах, где произрастали предки современной пшеницы и ячменя, обитали и дикие козы, овцы, свиньи, коровы. Охотники, жены которых занимались земледелием, могли теперь чем-то накормить пойманных животных — пустить их на жнивье или дать им мякину от провеянного зерна. Все больше полезных для человека животных бродило вокруг оазисов в пустыне, и люди изучали их привычки. Они могли уже не убивать их сразу, а приучать к своему присутствию и подчинять их себе» (В. Гордон Чайлд, «Новый взгляд на древнейший Восток»).
Один ученый предложил теоретическую таблицу последовательности приручения животных различных видов. Первыми были те, кто питается падалью, например собаки; потом — бродячие животные (олень, коза, овца); затем поселяющиеся постоянно на одном месте (свиньи и коровы); и наконец, животные, которых можно было использовать для передвижения (лошадь, осел, лама). Несомненно, собака была приручена еще во времена мезолита, а лошадь — не ранее начала неолита; о животных других групп сказать что-либо определенное трудно.
Однако в пещере Бельт (Северный Иран), в древнейшей неолитической стоянке докерамического периода, найдены останки домашних овец и коз (с помощью радиоуглеродного метода удалось определить время существования этого поселения: первая половина шестого тысячелетия до нашей эры). В то же время свиньи и коровы не появляются в человеческих поселениях до поздненеолитического периода (вторая половина того же тысячелетия).
Это свидетельство потверждает, что овцы и козы действительно были приручены человеком на более раннем этапе. Все же это явление могло быть чисто местным, и придавать ему какое-то особое значение не следует. При обсуждении общих проблем развития жизни людей эпохи неолита уже высказывалось мнение о том, что неверно искать некий единый и строго определенный центр возникновения этой жизни. Вполне возможно, что опыт приручения некоторых животных становился достоянием многих людей, и попытки в этом направлении делались во многих районах и разными способами.
Необходимо вкратце рассмотреть и биологические аспекты приручения животных. Особи, составлявшие первые стада в местах зарождения скотоводства, и животные, позднее появившиеся и прирученные человеком, были, как правило, по размерам меньше, чем их дикие родичи. Общераспространенное объяснение этого факта таково: при любом удобном случае человек отбивал от диких стад случайных «недомерков» — ему было легче и проще охранять и выращивать животных более мелких, слабых и «понятливых».
Вводить в свои стада породы более крупные, отбирать животных по размерам и весу люди смогли только значительно позднее, когда процесс одомашнения стал полным и необратимым.
Большинство физических изменений, наблюдающихся у домашних животных — по сравнению с дикими,— обусловлено искусственным отбором (например, увеличение шерстистости у овец). С другой стороны, морда животных (по крайней мере собак и свиней) уменьшалась, а шкура утрачивала свою защитную окраску, приобретала большую яркость и разнообразие цвета.
Трудно провести различие между овцами и козами, этими двумя представителями подсемейства Сарппае, только по костным останкам, хотя люди привыкли считать их разными животными. Единственный надежный показатель — очень небольшие отличия в строении берцовых и около-глазных костей. Практически определить, каких именно животных разводило то или иное неолитическое племя: коз, овец или обе породы вместе, часто бывает невозможно.
Все современные домашние овцы произошли от трех и поныне существующих видов дикого барана (Ovis). Наиболее важным в этом отношении является степной баран (Ovis vignei) вероятно, именно его приручили первые скотоводы Юго-Западной Азии. Обитает степной баран на огромных пространствах — от гор Эльбурса до Тибета. Он рыжеватого цвета, с более темной полосой вдоль спины; шкура на спине щетинистая, на брюхе — шерстистая. Рога у самцов крупные, загнутые назад и в стороны, у самок — мелкие, острые, как у коз.
Таким образом, степной баран был первым приручен в районе южнее Эльбурса (именно его останки найдены в пещере Бельт). Первым распространился он и к западу — в Европу. Это известные торфяные овцы (Ovis aries palustris) из древнейших поселений Швейцарии. Такую же породу овец разводили и многие другие скотоводы Европы эпохи неолита.
Другой вид дикой овцы, одомашненной человеком, — муфлон (Ovis musimon). Район его обитания простирался более к западу; в наши дни различные виды муфлонов живут в Южной Европе (на Сицилии, Корсике и Сардинии), но первоначально они, конечно, должны были занимать большую территорию. Встречаются муфлоны и на Кипре; в восточном направлении область их распространения простирается от Центральной Анатолии до Северного Ирана...
Третий вид диких баранов, предков наших современных овец, — аргали (Ovis ammon); родина его — горы Средней Азии. Это крупное животное с большими рогами, образующими завитки и обращенными концами наружу. Приручить такое сильное животное первым скотоводам, вероятно, было нелегко. Первые ясные следы присутствия аргали в человеческих поселениях обнаружены в Анау, где он в конце неолита, возможно, был скрещен со степным бараном. Аргали, несомненно, распространился и к западу; сейчас свойства этой породы во многом определяют облик мериносовых овец.
Останки животного, представляющего собой чистый тип аргали, найдены в отложениях Темзы (Англия) времен бронзового века.
Пока еще невозможно дать полное описание процесса приручения козы, вероятно, первого животного, дававшего человеку молоко. Можно считать, что одним из основных предков домашней козы является безоаровый козел, родина которого — Средняя Азия и Афганистан. Диких овец Нового Света представляет толсторог. Это животное не было одомашнено. Народы доколумбовой Америки овец не разводили.
Все породы безгорбых быков являются, вероятно, потомками дикого тура (Bos primigenius), обитавшего некогда на равнинах от южной России до Алтая. Самцы крупные, с широкими, расходящимися в стороны рогами. Но коровы (это хорошо видно на известных рисунках в пещере Ляско) менее массивны, рога их меньше по размерам и более изогнуты; в целом они напоминают небольших, с короткими рогами, длиннолобых (или короткоголовых) быков, которые составляли стада первых неолитических скотоводов в Юго-Западной Азии, в Египте и Европе.
ДЖАКЕТТА ХОКС Том I, часть I, глава 10 (Сельское хозяйство)