История средних веков

Началом европейской средневековой истории является крушение Римской рабовладельческой империи, павшей в результате внутренних противоречий — кризиса рабовладельческого хозяйства, крайнего обострения классовой борьбы, ослабления и распада экономических и политических связей Италии и ее провинций— и внешних — массового нашествия варваров, завоевавших империю и образовавших на ее территории ряд варварских королевств. Эти королевства, образовавшиеся в V—VI вв. н. э., явились зародышами средневековых западноевропейских государств. Концом средневековья в марксистско-ленинской литера¬туре принято считать XVI и первые десятилетия XVII в., период глубокого разложения феодализма и формирования элементов капиталистического строя, что было связано также с резкими социальными, политическими и культурными переменами, характерными для Западной Европы этих веков. Английская революция 40-х годов XVII в., первая крупная буржуазная революция в Европе, составляет грань между историей средних веков и новым временем и вводит в курс новой истории.
История средних веков как период господства феодального способа производства. История средних веков есть история более чем тысячелетнего периода, когда народы Западной и Восточной Европы, равно как и народы Азии и Северной Африки, переживали особый этап в своем общественном развитии — феодализм. Если истории древнего мира в основном соответствуют первобытно общинная и рабовладельческая формации, если содержанием новой истории являются становление, расцвет и последующий упадок капиталистического строя, то средние века связаны с развитием феодальной формации. Становление феодального строя, его расцвет и, наконец, его разложение и упадок составляют социально-экономическое содержание средневековой Истории; феодальный способ производства лежит в основе всей жизни средневекового общества. Основоположники марксизма-ленинизма в своих работах не раз давали характеристику феодального способа производства. Противопоставляя феодализм капитализму, В. И. Ленин указывал на четыре характерные черты феодального способа производства: I) господство натурального хозяйства; 2) мелкое производство как основа феодального производства, причем в отличие от капитализма трудящийся не отделен от средств производства, а органически связан с ними; 3) внеэкономическое принуждение, при котором помещик принуждает крестьянина отдавать ему часть продуктов (оброк) или работать на своей, господской земле (барщина); 4) низкий, примитивный уровень техники, обусловленный мелким производством. Феодальный способ производства носит прогрессивный характер по сравнению с предшествовавшим ему строем.
Основой феодального способа производства является собственность феодала на главное средство производства того времени на землю. Класс крупных землевладельцев — феодалов — является господствующим классом в феодальном обществе. Классом основных производителей феодального общества являются крестьяне, которые живут на земле помещика — феодала и находятся от него в личной крепостной зависимости, не имея права покинуть без его разрешения территорию поместья. Крепостной крестьянин подвергается систематической эксплуатации со стороны земельного собственника — феодала. Своим трудом и собственным инвентарем крестьянин обрабатывал барскую запашку, урожай с которой целиком поступал феодалу.
Если барщина была по тем или иным причинам незначительной или совсем отменялась (в более поздний период средневековья), крестьяне платили оброк — натуральный, в виде продуктов, или денежный. Три вида феодальной ренты — отработочная, продуктовая и денежная — были тремя главными формами феодальной эксплуатации на протяжении всего средневековья, последовательно сменявшими друг друга, порой координировавшимися друг с другом. Правовое положение крепостного крестьянина было лучше положения раба. В отличие от рабовладельца феодал не имел права убить крепостного. С переходом к денежной ренте постепенно исчезло прикрепление крестьянина к земле.
Само экономическое положение средневекового крестьянина существенно отличалось от положения раба. Крестьянин в феодальную эпоху был самостоятельным мелким производителем Он владел земельным участком — наделом, который ему предоставлял феодал п который фактически переходил по наследству от отца к сыну; у крестьянина был собственный дом, двор, рабочий скот и различный, хотя и весьма примитивный, инвентарь земледельческих орудий. Крестьянин имел свое хозяйство, чего не имел античный раб (если последний обзаводился таким хозяйством, то это было или признаком уже разложения рабовладельческой системы, или доказательством еще ее неразвитости, если дело шло о начальном периоде рабовладельческого строя); Наличие собственного хозяйства у крестьянина, связь его со средствами производства, возможность сохранения какой-то доли прибавочного продукта (за вычетом основной его части, следовавшей феодалу в качестве ренты) создавали для средневекового крестьянина известную заинтересованность в производстве. Это обстоятельство и составляет главное преимущество феодальной экономической системы по сравнению с предшествовавшей ей рабовладельческой; благодаря этому обеспечивалось более широкое и более быстрое развитие производительных сил в ионом (по сравнению с рабовладельческим), феодальном обществе, в недрах которого в дальнейшем смогли развиваться элементы капиталистического строя, являвшегося в свою очередь более прогрессивной эпохой по сравнению с феодализмом.
Хронологические рамки основных стадий развития средневекового общества и государства. История средних веков делится обычно на три больших раздела:
1) Раннее средневековье — с Ун приблизительно до середины XI в.— время формирования феодального строя, образования феодального поместья — этой основной экономической клетки феодального общества, формирования феодального сословия п так называемой феодальной иерархии, распространения на всю Западную Европу влияния католической церкви как основной идеологической силы в средневековой Европе.
2) Расцвет средневековья — середина XI—XV в, время не только полного развития феодального способа производства в деревне, но и развития успехов средневековых городов с их цеховым ремеслом и особым городским общественным строем, характеризующимся ранним освобождением городов из-под власти феодалов, образованием так называемых вольных городов или городов-республик. В противоположность политическом раздробленности первого периода средневековья для второю периода характерно образование централизованных крупных государств, сопровождающееся усилением авторитета королевской власти и возникновением сословно-представительных учреждений, образованием так называемых сословных монархий. Мощные крестьянские восстания, возникающие на почве начавшегося разложения феодализма, потрясают западноевропейское общество в XIV и XV вв., часто переплетаясь с движением низших, плебейских элементов города.
3) Позднее средневековье - XVI в. и первая половина XVII в. - время разложения феодализма и вызревания в его недрах элементов капитализма; период так называемого первоначального накопления капитала, сводящегося в основном к отделению самостоятельного производителя от средств производства, т. е. к экспроприации средств производства у трудящихся; эпоха европейской реформации, период еще более бурных по сравнению с XIV и XV вв. крестьянских восстаний (крестьянские войны) и ранних буржуазных революций. Главной политической формой государства этого периода в Европе был абсолютизм, опиравшийся на дворянство, которое было заинтересовано в усилении центральной власти для подавления борьбы народных масс, и находившийся также в союзе с буржуазией, еще недостаточно окрепший для того, чтобы захватить власть непосредственно в свои руки.
Значение средних веков в истории человечества. Когда-то
буржуазные историки (например, французские историки кануна французской революции XVIII в.) относились к истории средних веков с полным пренебрежением. Средневековье казалось им временем сплошного «варварства», «невежества», «фанатизма». Отношение к истории средних веков изменилось после французской революции. Историки так называемой «романтической» школы, имевшей в первой половине XIX в. представителем во всех странах Европы, наоборот, смотрели на средневековое общество как на идеальное общество, представлявшее собой противоположность «испорченному», «цивилизованному», «новому» обществу. В эпоху империализма преклонение перед средневековьем нашло свое выражение в произведениях фашистских «историков», восторгавшихся сословностью, воинственностью господством грубой физической силы и прочими чертами средневекового военно-феодального строя, Объективная, правильная оценка средневековья возможна только с точки зрения марксистско-ленинской методологии. Марксизму-ленинизму чужда какая-либо идеализация средних веков, Острые классовые противоречия, жестокая крепостническая эксплуатация, бесправие трудящихся масс, многовековая культурная отсталость и слабое развитие науки, несомненно, характеризуют средние века. Но вместе с этим марксизм отмечает, что по сравнению с античным рабством средние века были прогрессивной ступенью в поступательном развитии общества. Общественные условия при феодализме были более благоприятны для роста производительных сил, а следовательно и для развития культуры, чем при первобытно общинном и рабовладельческом строе.
Расцвет городов во второй период средневековья, ослабление, а местами исчезновение крепостного права уже в XIII— XIV вв. (в передовых странах Западной Европы), усиление торговых связей европейцев с Востоком, стремительный выход их на океаны с конца XV и в XVI в. наглядным образом свидетельствовали об экономическом росте Европы. Разложение феодализма подготовило в недрах феодальной формации элементы новой, более прогрессивной капиталистической формации, создавшей в дальнейшем предпосылки для возникновения социализма.
История западноевропейского средневековья интересна и в другом отношении. Она знакомит нас с конкретной историей зарождения и национального формирования современных европейских народов. Французы, англичане, немцы, испанцы, итальянцы и другие современные народы Европы со всеми их национальными чертами и особенностями правильно могут быть поняты лишь при условии знакомства с их первоначальной историей, которая приходится как раз на средние века. Это же нужно сказать и в отношении восточных, западных и южных славянских народов: русских, чехов, поляков, болгар, сербов и др.
Феодализм в странах Востока. Еще в первой половине и даже в середине XIX в. среди буржуазных историков Европы существовало мнение, что феодализм (понимаемый ими к тому же главным образом как политическая форма) есть явление исключительно европейское, точнее западноевропейское. Даже в отношении русской истории и истории западнославянских стран высказывалось мнение, что здесь также не было никакого феодализма. Более тщательное изучение фактов истории стран Востока, а также истории России и славянских стран постепенно заставило наиболее передовых буржуазных историков отказаться от этого ошибочного воззрения. Марксистская историография считает, что законы развития общественно-экономических формаций имеют всеобщее значение, что все народы мира проходят через те же фазы исторического развития, хотя и со своими особенностями, и в разное время. Поэтому и феодализм марксистская историческая наука не может рассматривать как исключительно европейское или даже исключительно западноевропейское явление. Уже К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах не раз указывали на конкретные черты феодальных отношений различных стран Востока.
Особенно большую роль в освещении истории средневекового Востока как истории феодального периода со всеми его типичными и характерными чертами сыграли работы советских востоковедов, а также новейшие труды историков самих восточных стран (арабские государства, Индия страны Дальнего Востока). Советские востоковеды и ученые восточных стран, в частности, выяснили раннее зарождение феодализма на Востоке, который по времени оказался тем и более длительным, чем тот же общественный строй на Западе. Феодальные отношения продолжали существовать почти нетронутыми в подавляющем большинстве восточных стран даже и во второй половине XVIII в. и в течение XIX в. Причем феодализм в странах Востока имел ряд особенностей по сравнению с европейским. Из этих особенностей восточного феодализма необходимо отметить прежде всего две своеобразные черты.
Первой такой чертой являются значительные пережитки рабовладельческого строя в условиях восточного феодализма. Наличие известного количества рабов, составлявшего часто довольно значительный процент трудового населения той или иной восточной страны, позволяет говорить о длительном сохранении определенного рабовладельческого уклада в восточном феодализме. Другая черта восточного феодализма — это своеобразие феодальной земельной собственности на Востоке в средние века. В отличие от Европы, где феодальная собственность уже в первые столетия средневековья получила частный характер и где крестьяне в подавляющей массе зависели от землевладельцев-феодалов, в ряде стран Востока до самого позднего средневековья земля принадлежала феодальному государству в лице его главы — того или другого государя. Крестьяне в таком случае оставались на положении крепостных государственных крестьян, плативших феодальную ренту — налог — непосредственно государству и управлявшихся непосредственно государственными чиновниками. Однако рядом с государственной собственностью в странах Востока существовала и развивалась за счет государственного землевладения и частная феодальная собственность. Борьба этих двух видов феодального землевладения проходит через всю историю средневекового Востока. Она обнаруживает внутренние противоречия среди различных слоев господствующего класса феодалов, из которых каждый боролся за более удобные для него формы земельной собственности и способы эксплуатации зависимого крестьянства. Само крестьянство также не оставалось безразличным к этой борьбе за формы земельной собственности. Многочисленные массовые крестьянские движения, происходившие на Востоке в средние века, оказывали также влияние на эволюцию земельной собственности, способствуя ликвидации или по крайней мере ограничению и видоизменению той формы землевладения, которая в конкретных условиях отдельной страны была для народных масс наиболее тяжелой.