Флоренция - новые пути искусства

Флоренция, Италия
Летом 1302 года семеро ваятелей с нетерпением ожидали решения высокой комиссии: они представили на открытый конкурс свои бронзовые пробные рельефы на тему - Жертвоприношение Авраама - для второй двери баптистерия. Пальма первенства была единогласно отдана 24-летнему Лоренцо Гиберти, получившему тем самым и общий заказ на изготовление большой двустворчатой бронзовой двери. Его исключительное техническое мастерство и искусность, с какой он умел создавать людей, животных и природу, стали подлинным вкладом в обновление западноевропейской скульптуры, начавшееся именно во Флоренции. Восхищение вызвала и бронзовая восточная дверь баптистерия, завершенная Гиберти в 1452 году. Говорят, позже она произвела столь глубокое впечатление на Микеланджело, что он счел ее «достойной украшать врата рая».
Побежденный в открытом конкурсе Брунеллески после этого посвятил себя почти исключительно архитектуре. Внимательно изучая римско-античное наследие и используя для своих чертежей принципы перспективы. Брунеллески сумел между 1420 и 1436 годами выполнить сложнейшую задачу: перекрыть восьмигранным куполом пространство средокрестия флорентийского собора. Уже в 1419 году началось строительство Воспитательного дома с колонным портиком, перекрытым - парящими куполами- ребристых крестовых сводов: он определил развитие архитектуры целой эпохи. Ренессансные церкви Брунеллески — Сан-Спирито (начата в 1436 году) — впечатляют гармоничностью интерьера. Купольная постройка Старой сакристии Сан Лоренцо явилась новым словом в построении центрического пространства на основе куба и сферы.
Ренессансная скульптура Флоренции представлена в первую очередь Донателло, достигшим высочайшего мастерства в изображении человека. Среди его шедевров — статуи пророков Аввакума и Иеремии (Музей собора). Безупречным в своей красоте предстает юный Давид (около 1435. бронза, музей Барджелло), первая обнаженная статуя со времен античности. Изнуренная фигура Марии Магдалины (после 1453, раскрашенное дерево; Музей собора) полна потрясающего трагизма.
На этой плодотворной почве расцвел талант Микеланджело. От раннего Вакха (музей Барджелло) и прославленной мраморной статуи Давида (1501 - 1504, галерея Академии художеств) к незаконченным надгробиям Медичи в Новой сакристии собора Сан-Лоренцо с аллегорическими фигурами Дня, Ночи, Утра и Вечера и поздней трагической Пьете (Музей собора) — таков диапазон его творчества.
Западноевропейская живопись обрела новые, революционные импульсы в творчестве Мазаччо, который сумел, используя открытие линейной перспективы, придать фигурам людей, пространству и ландшафту своих фресок и живописных полотен огромную выразительность в сочетании с верностью действительности. Об этом свидетельствуют фреска «Троица» в церкви Санта-Мария Новелла и фресковый цикл (1424 - 1427) на темы жития Апостола Петра в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине. Аллегорические картины Ботичелли «Рождение Венеры» и «Весна» исполнены духом гуманизма. Гирландайо создал нарядные циклы фресок, посвященные истории спасения человечества.
Торговля, ремесло и банки
В XV веке предпосылкой культурного расцвета Флоренции, родины европейского Возрождения, была экономическая мощь этой торговой и финансовой метрополии. Экономика базировалась на древней традиции ремесленничества и открытой готовности коммерсантов вступить в отношения с другими странами, что соединялось со щедростью и тонким пониманием искусства в высших слоях общества.
Политический центр города образует площадь Синьории, получившая свое название оттого, что в республиканские времена здесь заседала правитель-
ственная коллегия из 9-ти представителей. С начала XIV века здесь стоят увенчанный зубцами и башнями Палаццо Веккьо. Палаццо ди Мерканция (1359) и Лоджия деи Ланци (1376 - 1381).
Через реку Арно перекинут с древних времен мост Поите Веккьо с его лавочками. Когда-то почти все они принадлежали мясникам (конечно, отходы своих предприятий они бросали прямо в воду), но в XVI веке здесь обосновались золотых и серебряных дел мастера. На Пьяцца дель Дуомо находятся освященный в 1436 году собор Санта-Мария дель Фьоре, трехнефная готическая базилика и кампанила (колокольня) Джотто.
Восьмиугольный романский баптистерий Сан-Джованни (XI век), как и сам собор, поражает мраморной отделкой и мозаичным куполом в византийском стиле.
Горожане, герцоги и художники
Среди многочисленных фамильных дворцов особое впечатление производят готический Палаццо Даванцати, дворец Медичи в стиле Ренессанс с арочными окнами и рустованной кладкой, а также внутренним двором и богато украшенной домашней капеллой; Палаццо Ручеллаи с фасадом из пилястр и, наконец. самый большой городской дворец во Флоренции — Палаццо Питти с рустованным фасадом.
Недалеко от берега Арно в XIV веке появился францисканский монастырь Санта-Кроче. В монастырской церкви похоронены Гиберти. Микеланджело. Макиавелли, Галилей и Россини.
С 1532 года городом управляло герцогское семейство Медичи. Козимо I поручил Джорджо Вазари обновить и расширить Палаццо Веккьо и выстроить Палаццо Уффици. Теперь в нем располагается одна из самых значительных картинных галерей в Европе.
Облик города определяет собор Санта-Мария дель Фьоре, освященный в 1436 году.
Лучший сезон для отдыха
Летом невероятный наплыв туристов.
Средства сообщения
Аэропорт. Флоренция находится на шоссе A1/А11/Е74.
Проживание
Вне пределов города в сельских пансионах.
Советы
Вид на Флоренцию с Пьяццале Микеланджело. Экскурсии в Фьезоле (8 км), в аббатство Ченаколо ди Сан-Сальви (4 км) и во дворец Поджио а Кайано (18 км) с этрусскими гробницами Монтефортини. Чертоза дель Галлуццо. Турпоходы в горы.