культурный-портал.рф

Челочевество в век космоса

Своей изобретательностью землянин Homo sapiens ныне свел окружающий его мир до размеров весьма небольшой планеты. В гордыне наших представлений помещая человека и его разум в самый центр Вселенной, мы не давали астрономам убедить нас до конца в том, что мир наш — лишь песчинка в необъятных просторах Вселенной. Но сейчас создатели космических кораблей и космонавты, выйдя за пределы нашего земного обиталища, доказали нам, как относительно мала наша планета.

В свете новых дерзаний можно рассматривать нашу Землю как взлетное поле для отбывающих на Луну или как стартовую площадку для путешествий к другим планетам и иным мирам за пределами солнечной системы. Но обитатели Земли, которые не собираются ее покинуть, должны осознать, что на этой сравнительно небольшой территории сегодня три миллиарда, через двадцать лет — четыре миллиарда, а через сорок лет — шесть-семь миллиардов людей должны вместе жить и трудиться. Или умереть вместе, если они не прислушаются к голосу разума и обратят во зло изобретательский гений человека.


 

С искусственного спутника Земли, совершающего полет по орбите, ни человеческому, ни электронному глазу не видны ни политические границы, ни идеологические преграды, ни расовые различия. Но оттуда можно увидеть взрывы водородных бомб — признаки напряженности. С орбиты спутника мир предстает как шар, три десятых поверхности которого занимает суша, а семь десятых — моря и океаны; оттуда видны горные хребты в виде морщин, следы сохранившихся лесов, рыжеватые пятна жарких пустынь, занимающих пятую часть суши, и холодные пустыни, занимающие такую же площадь. С трудом можно различить следы возделывания, вспаханные или засеянные земли, составляющие только десятую часть земной поверхности. Так выглядит вотчина человечества, расточительными управителями которой мы сейчас являемся.

Земля — это не просто геологическое образование, след какой-то космической катастрофы. На ней существует биосфера, жизненное пространство, необходимое для эволюционного процесса, венцом которого, как любим мы считать, является Человек. Однако мудрость, которую мы до сих пор не слишком убедительно проявляли, подсказывает нам, что эта биосфера и этот эволюционный процесс включают не только человека, но и другие виды, с которыми мы можем сосуществовать и которые мы можем неразумно уничтожить. Именно неразумно, ибо взаимоотношения с окружающими нас видами обусловливают наше дальнейшее существование.

В коме земли размером с футбольный мяч насчитывается больше микроорганизмов, чем людей на земном шаре. В этот мир микроорганизмов входят микробы и грибки; они вызывают у нас представление о болезни и опасности, но есть среди них такие формы, которые необходимы для нашего существования. Так же представляем мы себе и насекомых, против которых готовы применить инсектициды, и другие существа, которых мы готовы уничтожить ядами; но тем самым мы можем уничтожить и то, что важно для нашей жизни.

Для получения маргарина мы расчистили в Танганьике огромные территории зарослей и уничтожили плодившуюся там муху цеце; но вместе с тем мы погубили пчел, необходимых для опыления различных злаков.

Так для своих сегодняшних нужд, не заглядывая в будущее, мы уничтожаем растительный покров Земли. Мы вырубаем леса — бумага для воскресного издания одной американской газеты в год «съедает» лесной массив, по площади равный половине моей родины, шотландского графства Ангус.

Впервые в истории люди обрели такую власть над природой, что могут пресечь эволюцию человеческого рода. Мы часть биосферы. Но за последние шестнадцать лет человечество заразило ее созданной самими людьми радиоактивностью. Элементы, которых раньше не существовало в природе, беспорядочно рассеяны по Земле, проникли во все живое на ней.

Сейчас в мире нет ребенка, в костях которого не было бы какого-то, пусть даже незначительного, количества стронция-90. Предполагаемое
воздействие стронция, может быть, преувеличенно и спорно с медицинской точки зрения. Многое не доказано, многое неизвестно. Но это лишь подчеркивает то, что люди безрассудно, без достаточных оснований или в силу явного невежества вмешиваются в жизнь биосферы, от которой зависит их настоящее и будущее.

В течение четырнадцати последних лет я жил среди кочующих бедуинов, среди даяков экваториального Борнео, среди эскимосов Арктики, среди обитателей глубинных районов Латинской Америки, Африки и Азии и должен отметить, что научные и технические достижения так или иначе отразились на их образе жизни и судьбах.

Многие из этих народов обрели свободу — сейчас ООН насчитывает в два раза больше членов, чем в момент ее создания. Но после радости первых дней свободы появляются заботы. Люди обнаруживают, что сама по себе свобода еще далеко не все: они по-прежнему или еще более голодны, бедны или даже беднее и, как прежде, их одолевают болезни, а планы достижения лучшей жизни по-прежнему остаются неосуществленными.
Благодаря деятельности ООН и ее специализированных учреждений — как бы ограничена она ни была в финансовом отношении, — благодаря расширенной программе Технической помощи ООН и деятельности ее Специального фонда, благодаря, наконец, помощи на основе двусторонних соглашений, значительно более эффективной, народы увидели, чего можно достигнуть, вооружась наукой и техникой. Но только увидеть — еще недостаточно.

Цель помощи народам слаборазвитых стран — научить людей помогать самим себе, бросить им спасательную веревку, ухватившись за которую они могли бы выбраться из трясины нищеты. Но это не фокус с веревкой факира, веревку нужно к чему-то привязать и наматывать на ворот, чтобы люди могли выбраться как можно скорее.

После десяти лет существования этой новой социальной доктрины признания правительствами ответственности не только за свой собственный народ, но и за другие народы, находящиеся в менее благоприятных условиях, разрыв между процветанием высокоразвитых стран и бедностью стран, борющихся за свое развитие, не только не исчез, но, наоборот, увеличился. Богатые страны стали богаче, а бедные — беднее, несмотря на миллиарды, израсходованные на помощь им.

Когда цены на рынках падают, правительства не могут сами помочь себе, а если они и делают это, то через силу. Тем временем их народ вынужден оставаться в кандалах порочного круга нищеты. К 1960 году «излишки» зерна в мире достигли огромной цифры — 125 ООО ООО тонн. Этого количества было достаточно для полного обеспечения необходимыми калориями 450 миллионов человек в течение целого года.

Каждый понимает, что распределение этих колоссальных излишков, если бы даже оно было возможно, не разрешило бы полностью проблему голода. Конечно, это несколько облегчило бы положение. И эти запасы можно было бы распределить через такие учреждения, как Детский фонд ООН.

Кроме того, эти запасы продовольствия можно было бы превратить в валюту. Их также можно было бы передать правительствам для удовлетворения текущих потребностей, а доходы от их реализации могли бы быть использованы правительством на развитие своего сельскогр хозяйства и повышение его производительности. Таким образом, единственное радикальное решение состоит в том, чтобы помочь странам и целым районам производить количество продовольствия, нужное для полного удовлетворения их потребностей.

Добиться этого можно. И не надо думать, что это станет возможно лишь тогда, когда продовольствие будет производиться путем фотосинтеза. Мы уже обладаем соответствующими научными данными. Наши знания, если разумно их применять, могут содействовать повышению урожаев на существующих посевных площадях. Путем выведения новых сортов растений мы можем расширить посевные площади за счет тех районов, которые ранее считались непригодными для земледелия.

Комитет ЮНЕСКО по изучению засушливых районов проделал значительную работу по разработке методов освоения пустынь. Что касается океанов, которые покрывают семь десятых нашей планеты, то мы осведомлены о них не более, чем пещерный человек. Мы используем океан для добывания, но не для производства пищи. Однако морское земледелие и животноводство вполне возможны.

Предпринятое ЮНЕСКО международное изучение Индийского океана, в котором участвовали 25 исследовательских судов пятнадцати стран, дает нам большую информацию не только о происхождении муссонов, но и о биологических возможностях этого океана и о перспективах производства в нем продовольствия.

В 1961 году ООН провела в Риме конференцию на тему «Новые источники энергии». Как это ни парадоксально, атомная энергия на конференции даже не упоминалась. «Новыми» источниками энергии оказались самые древние — солнце, ветер и геотермическая энергия, то есть тепло земной коры. Это была конференция, где представителям вступивших на путь развития стран объясняли, как они должны изобретать, улучшать и применять методы использования

В солнечной энергии и энергии ветра для бытовых и промышленных нужд.

Впервые в истории человек обрел власть над судьбой своей планеты.
Он может применить эту власть для уничтожения человечества с помощью ядерного оружия или, не приняв мер к избавлению от голода, доказать, что Мальтус был прав.

В своем честолюбии человек может рваться к далеким планетам, но род человеческий, как таковой, должен продолжать жизнь на Земле, добывая средства к существованию на том двадцатипятисантиметровом слое ее почвы, который его кормит, одевает и дает ему кров, или в море, которое дало ему жизнь сотни миллионов лет назад.

Желудок человека может повергнуть в прах все величие его разума. Человек может пировать, подобно Валтасару, не обращая внимания на письмена на стене. Он может тратить 40 миллиардов фунтов стерлингов в год на дело защиты мира и не видеть подлинного значения того мира, в защиту которого он выступает.

Человек способен расщепить атом, высвободить колоссальную энергию и использовать это величайшее свое открытие для того, чтобы отравить блага Земли и уничтожить свой род. Он может превзойти своих древних предков, которые в ослеплении своим богатством воздвигали пирамиды, ставшие могильниками их цивилизации, и может забросить свои «пирамиды» в космос, чтобы они вечно вращались вокруг Земли, вымершей из-за его безрассудства. Но он же может направить созданную им науку и свой разум на сотрудничество между всеми людьми для мирного обогащения Земли и людей, населяющих ее.