культурный-портал.рф

Ахенский кафедральный собор

Аахен, Германия

Patricius Romanorum - величественная фигура больше натуральной величины украшает боковую сторону Карлова ковчега. Над фигурами деятелей церкви (заметно более мелкими и, кажется. склоненными) медальоны нарочито пусты, а над «патроном римлян высится, благословляя. Христос: король Карл, призванный самим Богом, вступает на путь императорства. II сопровождают его на этом пути не апостолы и не святые, а правители и короли со всеми атрибутами своей земной власти. В ковчеге — подлинном и богато украшенном произведении искусства — по распоряжению императора Фридриха II Штауфена покоятся мощи Карла Великого, причисленного к лику святых. Рельефы на боковых цанях ковчега изображают сцены из жизни монарха. возродившего идеалы Древнего Рима и вновь пробудившего Европу к культурной и духовной жизни после четырехсотлетнегo разорения.


Когда Карл принял решение перенести свою резиденцию в Ахен, у этого безвестного городишки было одно-единственное преимущество: он являлся географическим центром государства франков между Северным и Средиземным морями. Через 3 лет после коронации Карла, основателя «Священной Римской империи», освятили Дворцовую капеллу в Ахене. Этот городок Каролус Магнус намеревался возвеличить как «новый Рим». Восьмиугольная в плане капелла отличалась массивными колоннами, полуциркульными арками и украшенными мозаикой сводами потолка.

Современники, любуясь красочными лепными фигурами, рельефами и инкрустированными колонками, считали эту постройку наполовину рукотворным. наполовину божественным чудом. Дворцовая капелла долгое время оставалась самым впечатляющим и высоким купольным сооружением на севере от Альп. Она символизировала единство Церкви и  средневекового Государства и укрепляла позиции Карла как бесспорного власьелина Западного мира.

Византийское великолепие

Карлово франкское государство ни в коем случае не должно было оказаться в тени Восточного Рима, и ради этого император не жалел никаких затрат. Так, античные колонны и мрамор ему доставляли из Италии. Образцом для арок и обходных галерей в двухъярусном восьмиугольнике послужила зодчему Одо из Метца византийская дворцовая церковь императора Юстиниана I. а также гробница остготского короля Теодориха в Равенне. Из каролингской мастерской вышли бронзовые решетки второго яруса, где к скромному трону из мраморных плит, глядящему на главный алтарь, можно было подняться по лестнице из 6-ти ступеней. Дворец Карла, занимавший когда-то 20 гектаров, библиотека и тронный зал длиной 84 метра, не устояли в бурях столетий. На их фундаментах высится теперь Ахенская ратуша.

Восьмиугольная капелла тоже не сохранила прежнего вида. При императоре Фридрихе Барбароссе здесь повесили большую кольцевую люстру, разрушив при этом часть мозаики. А потом разрушения декор претерпел в XVIII веке, когда интерьер украшали в барочном духе. Нынешняя мозаика относится к 70-м годам прошлого века.

Еще до того на западной стороне восьмигранника была пристроена башня. а шатровая крыша заменена купольной. Потом архитекторы добавили к этому готический хор и маленькие капеллы. и из каралингского восьмиугольника вырос уникальный с точки зрения истории искусства Ахенский кафедральный собор, где до 1531 года короновали германских королей.

Римляне и кельты

Уже около 800 года мастера, вдохновленные римс кими образцами, отлили бронзовые двери главного поргала в выступающей вперед части здания. Двустворчатая «Волчья дверь» была разделена на прямоугольные панели, а ручками служили львиные головы. О кельтской богине напоминает недалеко от входа так называемая Волчица (II—III века). Надписи каролингского времени украшают римское бронзовое литье фонтана во внутреннем дворике.

Золотой алтарь, аналой, изображения апостолов. Мадонна в лучезарном венце и золотая кафедра Генриха III находятся сегодня в том же хоре, что и ковчег Карла Великого. Через поздне-готический портал можно пройти n.i монастырского двора в обходную галерею. возведенную около 1500 года на месте романской предшественницы.

Важнейший экспонат сокровищницы кафедрального собора — реликварий Богородицы: в знак почитания его каждые 7 лет начиная со Средневековья в Ахене проходят особые торжества. Но кроме реликвария к сокровищнице относится и бюст Карла: в голове хранится императорский череп. Эта реликвия свидетельствует, что Карл в средневековом сознании признавался святым, хоть и умел вполне по-мирски добиваться своих политических целей.

Дворцовая капелла, центр Ахенского кафедрального собора, была с 936 по 1531 год местом коронации германских колорей.

Дворцовая капелла, центр Ахенского кафедрального собора, была с 936 по 1531 год местом коронации геманских королей.

Советы

Городские бюро  предлагают однодневные экскурсии из Ахена и Нидерланды и Бельгию.

Купание и целебных Ахенских горячих источниках. открытых еще франками к эпоху великого переселения народов.

Sokrovisch--004Karlsbueste

Ахенский собор символ единства церкви и государства в Священной Римской империи. Б Бюсте-реликварии хранится череп Карла Великого.