Застывшие в почтительном поклоне

Застывшие в почтительном поклоне

Персеполь, Иран

Сгибаясь под тяжестью драгоценных даров, посланники отдают почести «царю царей». Целая процессия склоняется перед ним: вавилоняне преподносят изысканные ткани, эламиты из Двуречья протягивают оружие и приводят диких зверей. Армянин ведет за собой на поводу лошадь: кувшины на плечах индусов до краев полны золотой пылью. Эфиопы приезжают с жирафами и драгоценными камнями: из рук сирийцев могущественнейший из земных владык принимает сосуды и роскошные одежды. 21 марта, вдень самого главного в году Праздника весны, сатрапы персидской мировой империи торжественно шествуют вверх по ступеням монументальной открытой лестницы к резиденции царя Дария I. По его приказу около 515 года до н. э. в плоскогорье Марв-Дашт, на искусственной каменной платформе, примыкающей к склону горы Милосердия, специально для прстеденпя представительных царских церемоний была заложена новая его лица — Персеполь.

Спусти две с половиной тысячи лет и сами руины, и хорошо сохранившиеся рельефные фризы на стенах и лестнице напоминают о той эпохе, когда мировая империя персов простиралась от Дуная до Инда и от центральноазиатских степей до самого Нила Придя к власти, Дарий повелел заложить в самом сердце Фарса (античном Парсы), примерно в 80 километрах к северо-востоку от Шираза город, призванный стать олицетворением баснословного богатства древней Персии. В течение 58 лет трудились ионийские каменотёсы, вавилонские кирпичники, мидийские и египетские золотых дел мастера над строительством Персеполя, ставшего на два столетия воплощённым в камне символом империи Ахеменидов.

Персеполь занимал площадь 125000 квадратных метров и был окружен городской стеной. где ворота охраняли статуи крылатых быков, напоминающие людей. В черте города располагались дворцы и гаремы, казармы и конюшни, гигантская сокровищница и приемный зал. Дарий правил империей 36 лет. На одном из пилонов городских ворот он повелел изобразить себя самого: царь убивает чудовище с головой льва и хвостом скорпиона, то есть персонифицированное Зло.

Монументальные дворцовые сооружения

Все постройки резиденции возвышались на насыпной террасе, а к ней вела монументальная открытая лестница. Каменные дворцовые сооружения Дария I в плане имеют квадрат, причём центральный и колонный залы равны по высоте. Все без исключения отдельные здания заложены по единой прямоугольной системе координат и связаны между собой открытыми площадками и воротами. Пропилеи, ападана, дворцы Дария I и Ксеркса I, сокровищница и сто колонный зал принадлежат к числу самых впечатляющих памятников Пересеполя, пережившего, хоть и в руинах, все повороты истории Востока,

Рельефы на лестницах и дверях помогают составить живое представление о придворной жизни и торжествах во время Праздника весны, когда нагруженные дарами посланники от двадцати с лишним народов осыпали подарками «царя всей Земли».

Эти изображения, украшающие в основном ападану (большой приёмный зал), позволили учёным предположить, что весь дворцовый комплекс использовался исключительно во время празднования Нового года. Сегодня можно с уверенностью сказать, что персидские цари отдавали предпочтение Персеполю как возведённой по плану резиденции, но все-таки держали двор еще и в Сузах, и во дворце Кира II Великого.

Величие и безграничная власть

На восточной стороне террасы были выстроены из сырцового кирпича сто колонный тронный зал Ксеркса I и сокровищница. Тронный зал поистине огромен, а вот здания расположенной к юго-востоку от него сокровищницы отличаются спартанской скромностью: строители отказались даже от украшения фасада. Представителям высочайшей власти в громадном царстве предназначалась ападана — самая роскошная из всех построек Персеполя; из золота и серебра выполнены надписи, сообщающие о её основании. Символом величия и безграничной власти были великолепные «врага всех стран», называемые также пропилеями Ксеркса. Сооружение, состоявшее из четырех колонн, было украшено фигурами двуглавых быков и сказочных существ, над головами которых надписи на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках сообщали о царях-строителях — Дарии I и Ксерксе I. В центре архитекторы возвели не менее величественный трипилон, «ворота царей», где великолепные рельефы изображают схватку львов (символ доброй власти) и быков (они воплощают зло). Широкая улица меж высоких и глухих стен ведет к незавершённым Военным воротам, к Военной площади и к залу, чью крышу поддерживали 32 деревянные колонны на каменных колоколообразных основаниях. Дворец Ксеркса I (Хаддиш) считается одной из самых совершенных построек Персеполя. Татшару, выстроенную по прямоугольному плану резиденцию его предшественника Дария I, из-за отполированных до блеска камней называют зеркальным дворцом».

Месть за Акрополь

Александр Великий, завоевав Персеполь в 330 году до Р.Х., сжег дотла столицу побеждённого персидского царства. Тем самым Македонец отомстил за разрушенный войсками Ксеркса I в 480 году до Р.Х. афинский Акрополь. Каменные фигуры, выстроенные своеобразными парадными рядами и олицетворявшие вечную верность властителю, были погребены под тоннами золы и пепла и поэтому сохранились.

Лучший сезон для поездки

Весна и осень

Средства сообщения

Международный аэропорт Тегеран. Внутренние авиарейсы в город Шираз

Проживание

Рекомендуется заранее резервировать номер в отеле.

Советы

Экскурсия в город Шираз.




Location (Map)

Персеполь, Иран
Крепость и сады Шалимара
Скальный город на перекрестке культур

Читайте также:

 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location