Тадж-Махал - легендарный венец дворца

Тадж-Махал - легендарный венец дворца

Каждое утро правитель торопился как можно раньше покинуть дворец: он спешил на берег Джамны, откуда его на вёслах переправляли к мавзолею. Именно это здание Шах-Джахан, индийский Великий Могол, считал делом всей своей жизни. Он едва мог дождаться минуты, когда в ту склом утреннем свете перед его взором возникнет луковица белого купола на главном здании. Придворные хронисты специально для потомков отмечали, что монарх особенно часто любовался Тадж-Махалом со стороны реки. Тадж-Махал («венец дворца») невдалеке от города Агры в нынешнем индийском штаге Уттар-Прадеш был закончен в 1651 году. Великолепное здание, слева и справа от которого возвышаются две мечети из красного песчаника, стало для всего мира сказочным символом индийской части континента.

Сегодня в Тадж-Махал входят через большой портал из красного песчаника и мрамора, украшенный элегантными арабесками. Выстроенные стройными рядами 22 купола, символизируют число тех лет, что понадобились для завершения этого шедевра индо-исламского искусства.

Джахан сам принимал участие в проектировании этого здания, но почему он принял решение начать его строительство, точно неизвестно.

Возможно, Тадж-Махал как дворец существовал уже с XIV века, а в годы правления Джахана был обновлён и превратился в мавзолей. Новое время окрасило историю этой постройки в романтические тона: легендарная мечеть, с башен которой никогда не призывали на молитву верующих, была будто бы посвящена любимой и глубоко почитаемой жене Шах-Джахана по имени Арджуманд Бану, или Мумтаз Махал (что означает «жемчужина дворца»).

Мудрая Мумтаз делом и советом помогала своему супругу в трудных политических ситуациях. Когда она в 1629 году, после 17 лет супружеской жизни, умерла, родив на свет 14-го ребенка, безутешный Великий Могол установил ей надгробный памятник, «равного которому свет никогда еще не видел ». Для осуществления тоски, воплощенной в камне», были призваны искуснейшие мастера. Около 20000 рабочих под руководством турецких инженеров, персидских каллиграфов и специалистов но парковой архитектуре из Кашмира возвели на мраморном цоколе главное здание ясных и простых очертаний. Его персидский фальшивый купол достигает 59 метров в высот) . Для строительства 40-метровых минаретов по четырем углам окружающей стены строители использовали мрамор из каменоломен близ Макраны в Раджастхане. Для оформительских работ Джахан пригласил венецианца Джеронимо Веронео и француза Остена де Бордо. Последний участвовал в работе над серебряными дверьми входа и золотыми пластинами саркофага (эти предметы были похищены в XVIII веке). Высочайшим достижением искусства считаются ребристые надсводные части арки, придающие изящество тяжелому переходу от прямоугольного основания к круглому куполу.

Шедевр зодчества

Мумтаз Махал и ее супруг обрели вечный покой в главном здании. Их саркофаги, украшенные филигранной мраморной решеткой, посетитель может увидеть и сегодня. Но это — только копии, как обычно и бывает в индийских мавзолеях. Настоящие саркофаги находятся в склепе под ценотафом.

Художественный вкус властителя во время строительства был законом. Точность и тщательность в укладке камней для инкрустаций свидетельствуют о том, насколько высоко было развито мастерство строителей в те далекие времена. Художники создали не только надписи-цитаты из Корана, цветочные полурельефы, рисунки и разноцветные
зигзагообразные орнаменты. Они украсили стены инкрустациями, цветочными и растительными узорами из алмазов, граната, бирюзы, сапфиров и оникса всех мыслимых оттенков. Для инкрустаций использовались до 60 видов полудрагоценных камней. Они подобраны и уложены настолько ровно и точно, что невооружённым глазом никак нельзя обнаружить швы.

Рай на земле

От входных ворот канал ведет к центральному порталу, чьи очертания отражаются в зеркале воды. Общая площадь сада — 18 гектаров. Кипарисы и пруды словно превращают его в видение рая Божьего на земле. Между воротами и главным зданием декоративные каналы перекрещиваются и делят сад на классически пропорциональные 4 части: это вообще характерно для садов персидского образца. Благодаря своему расположен ню ансамбль Тадж-Махала создает впечатление поразительной глубины и в разное время суток снова и снова представляется посетителю совершенно иным. После полудня и в полнолуние соотношение света и тени особенно благоприятно: тогда пропорции отдельных зданий и отделка стен раскрываются во всей полноте.

Свет и тени

Согласно легенде, Шах-Джахан собирался построить себе на другом берегу реки мавзолей из чёрного мрамора. Но этот план осуществить ему не удалось: в 1658 году он был свергнут собственным сыном Аурангзебом и вскоре закрыл глаза навеки. Расходы на строительство легендарного мавзолея привели страну в Северной Индии почти к полному разорению. А сегодня Тадж-Махал с трудом переносит загрязнение окружающей среды.

Лучший сезон для поездки

Главное - не в июле и не в августе.

Средства сообщения

Международный аэропорт Дели, внутренние авиарейсы и экспрессы в Агру.

Места резервировать заблаговременно.

Проживание

Отели для туристов расположены в основном к югу от Тадж-Махала. Зимой свободных номеров не так много.

Советы

Экскурсия в «красный город» Фатех-пур-Сикри (37 километров в западном направлении), мавзолей Великого Могола Акбара в центре Обезьяньего парка.







Location (Map)

Тадж Махал, Дхармапери, Форест Колони, Теджгиндж, Агра, Уттар-Прадеш 282001, Индия
Появление пшеницы и кукурузы
Итальянский художник Александро Фантини / Alessand...

Читайте также:

 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location