Махабалипурам - храмовый комплекс

Махабалипурам - храмовый комплекс

Махабалипурам, Индия

Вседержитель мира Вишну с высоты западного храма невозмутимо смотрит на материк. Его противник Шива, бог разрушения, с главного храма на восточной стороне глядит на морские волны в ожидании непредсказуемых опасностей. Чтобы смертные, отважившиеся выйти в открытое море на своих утлых суденышках, не потерпели кораблекрушения у скал побережья Коромандель, строители прибрежного храма в Махабалипураме в VII веке оснастили эту святыню навигационными огнями.

Мифические хранители храмов

В храм, возведенный на площадке в скалах близ города Махабалипурама, посетитель входит через мощеные дворы, окруженные выветрившимися стенами. Первое, что попадает в его ноле зрения, - изящная башня храма; местные жители называют её Шикара. Стены поддерживаются каменными фигурами быков, любимых животных Шивы. А у входа в само святилище несут вахту мифологические божества.

Ценнейшие рельефы украшали раньше храм но под воздействием морского климата значительная часть их теперь разрушена,

Всего в получасе ходьбы от прибрежного храма возвышаются стены священного здания, чья роль в истории архитектуры Южной Индии не менее значительна: это храм Салуван-Куппан на берегу Бенгальского залива.

Прибрежный храм, 10 высеченных в скале пещер («мантапам») и, наконец, храмы ратха в форме триумфальных колесниц - все это исторические памятники, уже много столетий составляющие славу Махабалипурама. Эти но видимости скромные и даже примитивные каменные творения были созданы в эпоху правления династии Паллава, создателей и покровителей ранней тамильской культуры, достигших зенита власти в V-VIII веках. В период их правления Махабалипурам превратился в столицу и важнейший портовый город. Вместе с их закатом Махабалипурам стал незначительным поселком у подножия холма, где когда-то возникли храмы и рельефные изображения. Но памятники культуры древнего государства продолжают и в наши дни вызывать восхищение. Рельефные изображения посвящены повседневной жизни: здесь есть и женщины за дойкой буйволиц, и преисполненная важности городская знать, и девушки и праздничных нарядах, кокетливо изогнувшие бедра. Высеченные в камне сцены составляют контраст с изображениями пантеона богов. «Нисхождение Ганга» - так называется рельеф, выбитый в красноватом граните и посвященный истории священной реки, что берет свое начало в хребтах Гималаев. Сценки, иллюстрирующие рассказы п.* Панчатантры , обрамлены изображениями животных, богов и сказочных существ.

Как Кришна поднял гору

Один из самых ранних скальных храмов называется Кришна Мантапарам. Здесь рельефы посвящены истории о том. как герой поднял гору Говардхана, чтобы защитить свой род от бога дождя Варуны. 8 мантапам, высеченных в скале, — помещения, где хранятся многочисленные скульптуры.

Кришна поднял гору Говардхан в махабалирам

Предшественниками дравидских храмов в Южной Индии были каменные ратха, названные по именам героев эпоса «Махабхарата». Более явственно чем в других архитектурных сооружениях отражена в их колонных залах и украшенных скульптурами стенах древняя тамильская культура. Комплекс из 5 построек, созданных по образцу буддийских храмов и монастырей, располагается таким образом, что напоминает триумфальную колесницу («ратха» на языке хинди). Некоторые сооружения остались незавершенными, и потому даже сегодня можно составить представление о совершенной технике формотворчества тех времен. Ратха-Бхима по замыслу архитекторов представляет собой массивную цилиндрическую крышу и покоится на галерее колонн. От выемки сердцевины пришлось отказаться, так как тяжелые своды крыши могли бы раздавить всю конструкцию. Как и все остальные ратха, эта постройка без внутреннего помещения напоминает искусно вырезанную из камня шкатулку для драгоценностей, чья внешняя форма ценнее содержимого.

Монолитные шедевры

Само расположение монументальных скульптур — от севера к югу - позволяет прийти к существенным выводам. Чем южнее, тем более сложными они становятся. А это означает, что определяющим для расположения, направления и высоты каждого памятника был внешний облик обрабатываемой скалы.

Когда династия Паллава пришла в упадок, было выработано новое направление в архитектуре. Новые правители со всем усердием почитали бога Шиву, и по этой причине в Тамил-Наду большинство монументальных храмов этого периода посвящены ему или Вишну. Искусство древних скульпторов и сегодня ценится очень высоко, и лучшее тому доказательство — работы мастеров в городской Школе скульптуры, расположенной прямо напротив автобусного вокзала в Махабалипураме.

Лучший сезон для поездки

С октября по апрель.

Средства сообщения

Международные авиарейсы в Мадрас. К Махабалипураму ведет шоссе 55.

Проживание

Большие отели на берегу. В черте - города коттеджи и частные квартиры.
Советы

Посещение крокодиловой фермы.

Города Мадрас и Пондичерри. Храмовые ансамбли в городах Канчипурам, Тиручираппалли и Чидамбарам

Location (Map)

Махабалипурам, Тамилнад, Индия
Айерс-рок, Улуру
Мейдане-Шахская площадь

Читайте также:

 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location