11 минут среднее время чтения (2240 слов)
Выделенное 

Ауровиль город - Ауробиндо, Матримандир

Ауровиль город - Ауробиндо, Матримандир

Ауровиль, Индия

Можно ли объяснить простым совпадением или причудой случая то, что Ауробиндо Гхош, философ, поэт и великий патриот Индии, родился точно семьюдесятью пятью годами раньше того дня, когда Индия обрела независимость?

Ауробиндо считал, что его 75-летие и провозглашение независимости Индии 15 августа 1947 года («встреча с судьбой», как называл это событие премьер-министр Джавахарлал Неру) были «не случайным совпадением, а предопределением и знаком той божественной силы, которая направляет все мои поступки».

Третий сын врача-хирурга, Ауробиндо получил воспитание сначала в монастырской школе Лоретто в Дарджилинге, Индия, а затем в школе св. Павла в Лондоне. Позднее, в стенах Кембриджского университета, он с блеском завершает свое гуманитарное образование. По возвращении в Индию в 1893 году Ауробиндо Гхош поступает на службу в княжестве Барода (Западная Индия) и одновременно становится заместителем директора и профессором в колледже
Бароды, а затем — директором нового Национального колледжа в Калькутте.

 b2ap3_thumbnail_sri-aurobindo_20130906-130416_1.jpg

Но деятельность преподавателя, спокойная академическая карьера не могли удовлетворять Ауробиндо, в то время когда его страна — а для него это было отнюдь не только географическое понятие, он воспринимал ее как «Бхарати», Мать-Индию, — томилась под иноземным господством. И молодой Ауробиндо включился в революционную борьбу.

Вначале его политическая деятельность была тайной — тщательно законспирировавшись, он руководил общенациональной подпольной революционной организацией, которая собирала силы и готовила вооруженное восстание. Позднее, в 1906 году, Ауробиндо открыто присоединился к национально-освободительному движению и, фактически являясь редактором калькуттской газеты «Бан-де-матарам», со всей присущей ему страстностью пропагандировал идеи индийского национализма.

Уже одна из первых его работ — «Бхавани-мандир», распространявшаяся нелегально среди молодых революционеров, в глазах иностранных поработителей Индии была ярким образчиком «подрывной литературы». И когда он открыто выступил в поддержку дела национального освобождения, его объявили «самым главным смутьяном».

Вскоре по ложному обвинению в заговоре он был арестован и заключен в одиночку Алипурской тюрьмы.

В мае 1909 года длительный судебный процесс завершился оправданием и Шри Ауробиндо был освобожден, однако за время нахождения в тюрьме Ауробиндо поддался мистическим настроениям, и в результате он совершенно отошел от политической деятельности. Обосновавшись в Пондишери (французское владение на юге Индии), он отдается изучению йоги и духовному самосовершенствованию.

b2ap3_thumbnail_aurobindo.jpg

В «Пещере Тапасья» в Пондишери он старается постичь значение духовных прозрений, нисходивших на него в тюрьме. Вместе с француженкой Мирой Ришар (впоследствии известной под именем «Матерь») он приступает к изданию ежемесячного философского журнала
«Арья» и основывает знаменитый Ашрам (духовная обитель). С началом первой мировой войны М. Ришар вынуждена была возвратиться на родину, но Ауробиндо продолжал издание журнала до 1921 года, из номера в номер публикуя в нем такие философские работы, как «Божественная жизнь», «Человеческий цикл», «Идеал человеческого единства», «Синтез йоги», «Тайна Веды», «Очерки о Гите», «Основы индийской культуры», «Будущая поэзия».

Замечательные произведения создал и Ауробиндо-поэт: лирика, драматические и эпические поэмы ставят его в один ряд с величайшими писателями современности. И все-таки наибольшее влияние на нашу эпоху оказало не столько литературное творчество Шри Ауробиндо, сколько его деятельность мыслителя и пророка.

В послании, посвященном первому Дню независимости Индии — 15 августа 1947 года, Шри Ауробиндо говорил о пяти мировых движениях, на успех которых он возлагал большую надежду и целью которых были: единая и свободная Индия; возрожденная Азия; образование Мирового Союза; проникновение «индийской духовности» в Европу и Америку; и, наконец, «такая ступень духовной эволюции человека, которая поднимает его к более высокому, более всеобъемлющему сознанию». Последнее положение — самое важное, и его рассмотрению и были посвящены основные труды мыслителя: «Божественная жизнь», «Человеческий цикл» и «Идеал человеческого единства».

Причины нынешних бедствий человечества Шри Ауробиндо видел в том, что развитие его дисгармонично; если господство человека над внешним миром все более ширится, то внутреннее его совершенствование приостановилось, кажется, уже давно. Наше окружение быстро изменяется, говорил он, но внутреннее состояние людей остается неизменным. Пока люди прошли только первые три этапа духовной эволюции— от «материи» к «жизни» и от «жизни» к «разуму»; но пришло время и для перехода к следующим этапам — «сверхразуму» и «божественности» человека и вселенной.

Шри Ауробиндо скончался 5 декабря 1950 года, но его дело продолжила М. Ришар. И как подтверждение его провидения будущего, на земле Индии в 1968 году возник Ауровиль — международный «Город утренней зари».

Воздействие его идей ощущается и поныне, особенно сейчас. Творческая личность Ауробиндо сформировалась в пламени того священного горнила, которое дало миру великих святых и мудрецов Индии, и ему выпала судьба участвовать в великих мировых движениях и способствовать скорейшему осуществлению их целей. Он видел Индию закованной в цепях, а желал видеть ее свободной; он видел человека бесконечно многообразным в духовных устремлениях и одновременно искалеченным эгоизмом, врожденными недостатками, ограниченностью земного существования.

Ашрам в Пондишери и город Ауровиль представляют собой живое воплощение духовной философии Шри Ауробиндо. Это как бы маленькие миры, где несколько сот человек, представители многих стран и народов мира, своими поисками в сфере духа закладывают основы «Дева Сангха» (общности богов), которую провидел Шри Ауробиндо.

Ашрам и Ауровиль — это еще только начало начал, одни только намеки и догадки, наброски, первые такты будущей прекрасной музыки. Может быть, это своего рода вексель, срок оплаты которого наступит еще не скоро; но несомненно одно — подпись и печать на нем принадлежат Ауробиндо Гхошу.

b2ap3_thumbnail_sri-aurobindo.jpg

b2ap3_thumbnail_aurobindo2.jpg

b2ap3_thumbnail_aurobindo3.jpg

b2ap3_thumbnail_aurobindo4_20130906-124705_1.jpg

b2ap3_thumbnail_mat-auro.jpg

b2ap3_thumbnail_aurobindo4.jpg

b2ap3_thumbnail_aurobindo5.jpg

АШРАМ В ПОНДИШЕРИ

Идеалы и концепции Шри Ауробиндо нашли выражение в жизни и деятельности духовной общины, созданной им в Пондишери в 170 км. к югу от Мадраса. Возникшая в виде горсточки учеников и последователей, живших как члены семьи Шри Ауробиндо, общи* на Ашрам выросла в городок, насчитывающий 1800 человек. Сегодня община имеет ряд предприятий, на которых работают ее члены: ферма, строительные, ткацкая и прядильная мастерские (фото слева] и мастерские по обработке металла. Общинная типография, печатающая на 13 языках, использует бумагу собственного изготовления (слева внизу). Занятия искусством включают рисование, ваяние и музыку, исполняемую на традиционных индийских струнных инструментах [фото справа). «Международный центр образования Шри Ауробиндо» при Ашраме, созданный в 1951 году, сегодня обеспечивает образование на всех уровнях от детских садов до аспирантуры, строя его на основе экспериментального метода «свободный прогресс», сформулированного Шри Ауробиндо.

 

b2ap3_thumbnail_Samadhi.jpg

Идеал человеческого единства

Поэт, критик, ученый и гуманист, Шри Ауробиндо являл собой новый тип мыслителя, о котором литературное приложение лондонской «Таймс» писало как о человеке, «сочетавшем в своем видении живость Запада с духовной просветленностью Востока». В 1914 году, после четырех лет углубленного созерцания, он основал ежемесячный философский журнал «Арья», в котором изложил свой взгляд на человека и его предназначение, на историю и на движение человеческого общества к единству и гармонии. Эти статьи и последующие работы Шри Ауробиндо — среди них эпическая поэма «Савитри», содержащая 23 ООО строк, и «Просветленный разум» — были изданы в виде книг. Нижеследующие цитаты взяты из его работы «Идеал человеческого единства», впервые появившегося в «Арья» в виде серии статей между 1915 и 1918 годами. Этот труд и написанные позднее «Человеческий цикл» и «Война и самоопределение» — были недавно опубликованы в Индии в 15 томе юбилейного издания Ауробиндо.

И все же к этому идеалу, который завладел передовыми умами, мы, конечно, должны стремиться, и этот идеал человеческого единства, вероятно, будет играть важную роль среди определяющих факторов будущего. Потому что духовные и материальные условия нашего века стимулировали его появление и, можно сказать, создали его.

Государство и личность

Мы должны вновь отметить в связи с притязаниями государства на право подавлять личность во имя ее же интересов, что эти притязания лишены основания независимо от формы государственного строя... Ложь заключается в основной идее, будто государство имеет приоритет над индивидуумами, образующими его, и может безнаказанно присваивать себе эту деспотическую привилегию без ущерба для себя и для самых возвышенных чаяний человечества.

Национальное самосознание и личная свобода

Национальная культура, национальная религия, национальное образование могут оказаться полезными, если они не противоречат развитию человеческой солидарности, с одной стороны, и индивидуальной свободе мысли и совести и индивидуальному развитию.

Человеческие сообщества и живые организмы

Административная, политическая, экономическая организация человечества в сообществе большего или меньшего размера — это работа, которая в своей основе принадлежит к той же категории явлений, что и создание живых организмов. То есть, тут, как и в природе при создании живых форм, используются преимущественно внешние и физические методы, управляемые принципами физической жизненной энергии.

Свобода и справедливость

Одной свободы недостаточно, нужна еще и справедливость, являющаяся насущной необходимостью, человечество вопиет о равенстве. Конечно, абсолютного равенства не существует в современном мире, но призыв этот направлен против несправедливого и неоправданного неравенства старого общественного порядка. Справедливый об-щественнный строй означает равные возможности, равное образование для всех, чтобы все люди могли развивать свои способности и применять их.

Бич национального эгоизма

С войнами можно покончить при условии роспуска национальных вооруженных сил; но и в этом случае это будет нелегко сделать, понадобится какой-то другой механизм, который человечество еще не знает, как создать, а если и создаст, то некоторое время не будет в состоянии или не захочет применять. А сейчас нет никакой возможности уничтожить национальные армии, ибо недоверие между нациями слишком велико, велики национальные вожделения и аппетиты, поэтому каждая нация считает необходимым пребывать вооруженной хотя бы для того, чтобы охранять свои рынки, поддерживать спокойствие в своих доминионах, колониях и среди покоренных ею народов.

Прогресс и свобода

Все ненужные ограничения тех немногих свобод, которые человек сумел закрепить за собой, есть шаг назад, к каким бы непосредственным выгодам они ни приводили. Любой механизм усмирения или подавления, превышающий необходимые меры, обусловленные несовершенным состоянием человеческой природы и общества, наносит независимо от того, где и кем он применяется, ущерб прогрессу всего человечества.

Многообразие и единство

Но свобода так же необходима для жизни, как закон и порядок; многообразие столь же необходимо для нашего совершенства, как и единство. Жизнь едина лишь в своей сущности и всеобщности, в своих же конкретных проявлениях она неизбежно многолика. Абсолютное единообразие означало бы прекращение жизни; с другой стороны, полнота пульса жизни может быть измерена богатством и многообразием форм, ею созданных. Тем не менее, если разнообразие важно для силы и плодотворности жизни, единство важно для ее упорядоченности, организованности и стабильности.

Внутренняя свобода

Природа не создает и не навязывает жизни форм и правил; она побуждает ее развиваться спонтанно, изнутри, и устанавливать собственные естественные законы и пути развития, корректируемые лишь ее общением с окружающей средой. Всякая свобода, личная, национальная, религиозная, социальная, этическая, зиждется на этом основополагающем принципом нашего бытия.

Демократия

Демократия сама по себе еще не гарантия свободы; более того, сегодня нам известны демократические системы правления, которые проявляют устойчивую тенденцию к уничтожению свободы личности, немыслимую даже в ранних олигархических и монархических системах. Возможно, что демократия освободила какие-то нации от наиболее жестоких и грубых форм деспотического гнета, и им удалось обрести либеральные формы правления; это, вне сомнения, является крупным успехом... Однако существуют виды ограничения свободы, внешне более респектабельные, более утонченные и систематизированные, более мягкие в своих методах, поскольку они опираются на более мощные силы, но именно потому они более действенны и всеобъемлющи.

Речь и языки

Общий язык способствует единству, и поэтому можно предположить, что единство человечества требует единства языка; преимуществом разнообразия можно пожертвовать ради большего блага, сколь бы значительной ни была эта временная жертва... Но язык отражает культурную жизнь народа, он — символ его души, его мышления и психики. Язык связан с интеллектом, он неотъемлемая часть человеческой деятельности, он обогащает дух народа. Поэтому именно здесь преимущества многообразия могут быть более отчетливо поняты, чем в иных внешних проявлениях жизни... Многообразие языков стоит сохранить, потому что следует сохранить разнообразие культур и различия духовных групп, а также потому что без многообразия жизнь лишится своей полноты; при его отсутствии возникает угроза, почти неотвратимая, упадка и застоя.

Внутреннее и внешнее

Делая упор на культуру, на вещи, связанные с умственной и духовной деятельностью, мы не должны упускать из виду внешнюю, материальную сторону жизни: я вовсе не намерен недооценивать того, чему природа всегда уделяет столько внимания. Наоборот, внутреннее и внешнее — явления взаимозависимые. Мир, благополучие и порядок в человеческом обществе — вещи чрезвычайно желательные, как основа для всемирной культуры, но ни одно, ни другое единство не должны быть лишены того, что важнее и мира, и порядка, и благополучия, а именно свободы и жизненной силы, а это может быть обеспечено лишь разнообразием и свободой групп и индивидуумов.

Конечная цель: духовное единство

Наша надежда в том. что человечество обретет в будущем духовную религию. Я не имею в виду то, что обычно называют универсальной религией, — некую систему, нечто, связанное с определенным символом веры, религиозными убеждениями, догмой или внешним ритуалом. Человечество уже пыталось достичь единства этими средствами; оно потерпело неудачу, и вполне заслуженно. Потому что не может существовать универсальная религиозная система, единая по духу и по форме проявления. Духовный мир действительно един, но больше, чем что-либо другое, духовная жизнь нуждается в свободе и многообразии для своего самовыражения и для полнокровного развития. Всечеловеческая религия означает растущее понимание того, что существует некая высшая мудрость, божественная реальность, в которой мы все — одно: что человечество — это высшее ныне существующее создание ее на Земле, что род людской и человеческая личность — это средства, с помощью которых она постоянно будет проявлять себя в этом мире. Она предполагает растущее усилие людей созреть до этого понимания и установить царство высшей мудрости на Земле. Когда это понимание утвердится в нас, единомыслие с нашими собратьями станет ведущим принципом всей нашей жизни, не просто принципом сотрудничества, но проявлением более глубокого братства, подлинным внутренним чувством единства и равенства и совместного существования.

Идея всемирного государства, навязанная грубой силой, находится в прямом противоречии, как мы это видели, с теми новыми условиями, которые природа вещей в своем поступательном движении внесла в современный мир.
За очевидными переменами, происходящими в итоге наиболее радикальных революций, мы видим этот неизменный принцип непрерывности, сохраняющийся в сердце нового общества.

Согласно древней истине, его (человека) назначение состоит в том, чтобы научиться жить в согласии с природой.
Человек пытается определить законы своего мышления, своей жизни и тела, законы и правила явлений и сил, окружающих его.
Нынешнее устройство мира установлено экономическими силами, политической дипломатией, договорами, торговлей и военными акциями без учета каких-либо моральных принципов.

Свободная личность — это сознательный, прогрессивно мыслящий человек; но только в том случае, если он несет свое собственное творческое сознание в массы, возникают условия для создания прогрессивного общества.

Данная статья взята из журнала Курьер Юнеско

Ауровиль город открытый миру

b2ap3_thumbnail_auroville24.jpg

b2ap3_thumbnail_auroville5.jpg

b2ap3_thumbnail_auroville22.jpg

Location (Map)

Боммайяпалайям, Тамилнад, Индия
Таксила - Древний университетский город
Творчество популярного художника.

Читайте также:

 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location