8 минут среднее время чтения (1678 слов)

Восьмая Плюсовая. Русская Плясовая

Восьмая Плюсовая. Русская Плясовая
В начале последнего осеннего месяца в Вологде прошел уже восьмой по счету фестиваль «Плюсовая поэзия». С 3 по 5 ноября я читала стихи, фотографировала и старалась все успеть. А «мероприятий в ходе фестиваля» (как написали бы на «Вологдапортале») предполагалось много. И действительно - в каждый день напихали по самое не могу и чтений, и творческих вечеров, и семинаров, и презентаций, и так далее. Наверное, «Плюсовую поэзию» этого года можно назвать самой насыщенной. Но из этого следует проблема - жесткий регламент, что вместе со странным нежеланием некоторых поэтов помнить о нем, производило адский эффект. Я-то знаю - мне довелось побыть немного ведущим. И меня в этот момент, вместо наслаждения литературой, преследовала мадам спешка. А это чрезвычайно истеричная дамочка. Впрочем, несмотря на некоторые неприятности, по всеобщему мнению фестиваль удался. Да и в конце концов, раз он закончился, и никто при этом не загнулся по пьяни, значит, так и есть. Шучу. Мне понравилось.

3 ноября для гостей фестиваля провели традиционные уже экскурсии. Так как я из Вологды, то на экскурсии эти не езжу, а потому не могу вам ничего о них рассказать. Также как и о встрече с режиссером Владимиром Непевным из Санкт-Петербурга, о котором я никогда ничего не слышала и вряд ли когда-нибудь что-нибудь еще услышу. Он показывал свои документальные фильмы о литераторах в «Литературном музее», так называемом домике Рубцова, на Герцена. Ни Рубцов ни Герцен не продрали мерзлую землю костями и не вышли на это посмотреть, в чем я их не виню. Документальное кино мне тоже никогда не нравилось. Но не будем о веселом. Вечером в том же музее состоялась Welcome party - вечер знакомств. Поэтов, среди которых было много новеньких для фестиваля людей, представляли друг другу. И я уверена, что одна из целей «Плюсовой поэзии» была достигнута. Мы познакомились. Это был почти девятнадцатый век. И теперь мы можем с полным правом отдавать друг другу визиты. Но если говорить серьезно, то новые люди - это всегда интересно. А старых знакомых, приятелей и друзей всегда приятно снова встретить. Так, например, мне подарили несколько книг, в том числе чудесную «Чудь» в новой редакции, вышедшую в 2012 году, где мне приписали стихотворение Михаила Калинина (о чем он уже знает). Я встретила Андрея Пермякова и Германа Власова, которые перестали меня напрягать. Меня познакомили с Асей Анистратенко, стихи которой мне очень понравились. Да и должно же быть хоть какое-то литературное отдохновение на литературном фестивале!

4 ноября было плотненько забито событиями с раннего утра и до поздней ночи. Но самое раннее и самое позднее я решила не посещать - здоровье дороже. Впрочем, как оказалось, я ничего не потеряла. О семинаре критики Евгении Вежлян отзываются негативно. И я вполне верю этим отзывам. Что может быть скучнее рецензий журнала "Знамя"?! Это не та критика, которая кажется мне достойной внимания. Но, конечно, каждый волен судить по своему вкусу. Все же к десяти часам утра я поехала в юношескую библиотеку имени Тендрякова. Там проходил семинар прозы с участием все той же Евгении Вежлян, Галины Щекиной и Елены Колядиной. И вот посмотреть да послушать последнюю было любопытнее всего. Но я разочаровалась, господа и дамы. Несколько лет назад я очень радовалась, когда "Цветочный крест" выиграл "Русский Букер". Это было живое и интересное произведение - от таких в большой литературе начинаешь уже отвыкать. Повесть Колядиной раскрывала довольно больной для меня вопрос о закапывании таланта. Это было сложно и прекрасно. Но на семинаре прозы восьмого фестиваля "Плюсовая поэзия" оказалось, что Елену Колядину больше интересует массовая литература. Хорошо если не бульварное чтиво. Именно о "мейнстриме в книжном бизнесе" больше всего говорила ведущий семинара. И в его русле разбирала присланные на семинар работы - несчастные (и часто вовсе плохие) рассказы начинающих вологодских авторов. Выглядело это довольно цинично. Регламент не выдерживался, и никто ничего не успевал. Зато везде раздавались "слова, слова, слова". Поэтому я не стала досматривать спектакль до конца - помчалась на семинар поэзии, проходивший в литературном музее. Его вели Ася Анистратенко и Ната Сучкова. Маша Суворова помогала, и костерила поэтов, когда больше никто не желал высказываться. Но и это происходило довольно бегло и скомкано. Вряд ли я вспомню сейчас, о чем говорили ведущие, что читали авторы. Стихов было мало, а авторов слишком много.

В два часа в холле основного здания библиотеки имени Бабушкина начался "Вечер брутальных поэтов". Начался он с моего объяснения слова "брутальный". О, оно вовсе не оказалось лишним, как можно было бы подумать. И в Вологде о брутальности имеют довольно смутное представление (все, кто не составлял программу фестиваля "Плюсовая поэзия", конечно). Этот вечер я вела. И расскажу-как я о нем подробнее. Вот, что я записала для себя в тетрадку: "В переводе с латинского "brutalis" значит "неразумное животное". В переводе с французского - "грубый, скотский". В русском же языке слово "брутальный" не обладает такой яркой негативной окраской. Брутальность обычно означает предельную маскулинность, мужественность, доходящую до грубости. В искусстве термин "брутальность" - это прямолинейность выражения, резкость, искренность, граничащая с бесцеремонностью, грубость, предельную экспрессивность. Ар брют, дадаизм, примитив, наив, необрутализм...". Почти к каждому выступившему на вечере поэту этот термин можно было отнести лишь в той или иной мере, но никак не без оглядки. Я по очереди объявила: Вячеслава Харченко (да, поэтический вечер начался короткой прозой), Андрея Пермякова, Германа Власова, Бориса Кутенкова, Бориса Панкина, Евгения Мякишева, Алексея Колчева, Всеволода Константинова, Анну Мамаенко (единственную девушку, посчитавшую, что ее стихи тоже брутальны) и Алексея Кащеева, которого я вызывала на импровизированную сцену несколько раз (а он, засранец, в этот момент где-то гулял). Вологжан послушать не успели. Потому что отведенный нам час закончился, и все "пять минут" разобрали. И да - мне приходилось обрывать замечтавшихся поэтов, что я очень не люблю делать. Но как по-другому, если - регламент. Ах, эта спешка... даже фотографий сносных сделать не получилось. Все беготня с микрофоном и слежение за часами. В конце вечера мне сказали, что все вышло неплохо и даже очень хорошо. И я рада, что мои выпученные глаза никто не заметил.

Троллейбусная остановка у Старого рынка стала вскоре местом паломничества гостей фестиваля и оставшихся невыступивших брутальных поэтов. От остановки отъезжал необычный троллейбус. Не обычный, а поэтический. Так и было написано на его боку. Синим по желтому. Все, конечно, поместиться не могли. Но упихалось знатно народу. Я не поехала, поэтому могу сказать только с чужих слов, что поэты два часа катались по городу и читали сами себе и друг другу. Наверное, "Поэтический проездной" с этой веселой компанией производил странное впечатление. Обычных вологжан не сажали. Лучше бы взяли меньше поэтов, но дали бы возможность простым людям послушать, чем занимается в свободное время "интеллектуальная элита". Но это мое мнение. Так или иначе, а вечером в Камерном театре (недавно открытом в Вологде) состоялось аж три события: презентация книги Марии Марковой "Соломинка", концерт марии Запольских и "Вечер в Камерном" для питерских гостей фестиваля и все остальных желающих. Я пришла лишь к концу оргии и застала самую интересную ее часть - ту, когда душа еще жаждет, но тело уже спит (если вы понимаете, о чем я). Жаль, что не смогла послушать мою любимую Нину Савушкину. Но в конце концов - должно же быть и у поэта время на личную жизнь! А о Больших Фестивальных чтениях, прошедших в Доме актера Семенова, вам расскажет кто-нибудь другой.

Поэтическое 5 ноября тоже началось довольно рано. С круглого стола о мифических "свободных критиках". Единорога пытались поймать Евгения Вежлян, Эля Погорелая и галина Щекина. Не знаю, получилось у них что-то или нет, потому что морально готовилась к "Вечеру прелестных поэтесс" в музее "Мир забытых вещей". Он располагается в деревянном особняке середины девятнадцатого века, а рядом - парк ВРЗ, Кремль, набережная реки Вологды, уже упомянутый Дом Актера. И если особенно не приглядываться, кажется, что действительно ты - в позапрошлом веке. Поднимаешься по скрипящей лестнице, бродишь по комнатам со старыми потретами... Елена Волкова, одна из ведущих этого вечера и один из организаторов фестиваля, провела всем прелестным поэтессам и замечательным зрителям экскурсию. Так мы узнали, что в доме есть волшебная шкатулка с заводом, под мелодию которой можно загадывать желания. Я, как прелестная поэтесса, загадала себе платьюшко, а как брутальный поэт - мясо. Потом начались чтения. Выступали: Елена Пестерева, самая прекрасная из всех прелестных, Наталья Полякова, у которой недавно вышла книга, Ася Анистратенко, которую я теперь обязательно буду читать, Наталия Боева, Мария Суворова, Ната Сучкова и Лета Югай, наше вологодское сокровище, Эля Погорелая, которую я плохо запомнила, Анна Мамаенко, которая смогла побыть одновременно и брутальным поэтом и прелестной поэтессой и другие... От девушки к девушке переходили жемчужные бусы, ставшие настолько поэтическими, насколько это возможно для неодушевленного предмета. Ни один парень, кстати, прелестной поэтессой побыть не захотел. Так девичьи коллективом и сработали. А потом разошлись на обед.

Вечером во втором здании Бабушкинской библиотеки прошло несколько презентаций ("Сага о московском пешеходе" Натальи Поляковой и "Освобождение" Аксаны Халвицкой), на которые я не попала, потому что долго ем, а также презентация сборника, посвященного 40-летию легендарного вологодского ЛИТО "Ступени", на которую я пришла, как один из авторов и участников. Сборник называется "Сорок ступеней навстречу". Составитель - Галина Щекина. Именно с ее неуемной энергией все и происходит в Вологде. А "Ступени" происходят в первую очередь. Почти все вологодские литераторы вышли из "Ступеней", о чем участники хвастались на протяжении всего вечера. Его вела Ольга Ильинская, журналист из "Премьера" (местная газета). В программе были и песни и пляски, что я лично считаю лишним. Зато все друг другу помахали и поулыбались, что тоже неплохо. А потом у нас был поезд... Мы поехали в Москву. К своим скучным нефестивальным будням. Я читала в поезде Франсуа Вийона и обдумывала подборку стихотворений. Фестиваль меня вдохновил, как это часто случается, после того, как побываешь в месте, где собралось очень много поэтов. Не буду критиковать выступивших поэтов, потому что это уже делали на семинаре поэзии (да и я не слишком внимательный слушатель). Скажу только, что была рада (как всегда) видеть почти всех.


О ФЕСТИВАЛЕ. Межрегиональный литературный фестиваль "Плюсовая поэзия" проводится в Вологде с мая 2007 года. Идея принадлежит Антону Черному, вологодскому поэту, члену Союза российских писателей, который сейчас живет в Санкт-Петербурге. В инициативную группу входят Елена Волкова (председатель вологодского отделения СРП), Ольга Кузнецова, Ната Сучкова, Мария Суворова и Нина Писарчик. По словам организаторов: "Фестиваль "Плюсовая поэзия", объединяющий несколько жанров литературных мероприятий, ставит перед собой цель творческого общения литераторов из Вологодской области и близлежащих регионов". Но цель эту фестиваль уже давно перерос - на "Плюсовую поэзию" съезжаются поэты со всей страны и ближнего зарубежья.

Влада Евневич - произведениям этнического искусств...
Осенний вист

Читайте также:

 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location