8 минут среднее время чтения (1540 слов)
Выделенное 

Искусство Китая

Искусство Китая

Искусство Китая, отличаясь большим разнообразием и богатством своих форм, занимает вполне самостоятельное и значительное место среди художественного творчества других народов. В различные периоды своего существования, с глубокой древности и до наших дней, искусство Китая оказывало глубокое влияние на художественную культуру других стран. Так, в искусстве Японии, Ирана, Кореи, Монголии можно наблюдать влияние китайского искусства.

Благодаря раскопкам, которые производились в последние десятилетия на севере Китая, появилась возможность ознакомиться с древнейшей цивилизацией, которая около четырех тысяч лет тому назад существовала в долине реки Хуанхэ. Эти раскопки дали ценнейшие сведения о древней культуре и искусстве Китая.

b2ap3_thumbnail_bronze-sosud-kitai.jpg

Особый интерес представляют найденные изделия из тонко обработанной глины, относящиеся к 3000 году до нашей эры. Простые по форме сосуды обычно украшены росписью красной, черной и белой красками по светло-серой поверхности. Рисунки в виде сложных спиралей или кругов, покрывая поверхность ваз или наружные борты чаш, обнаруживают богатство приемов, явно свидетельствующих о высокой художественной культуре их творцов.

Наиболее характерным видом китайского искусства 2000—1000 годов до нашей эры являются изделия из бронзы, изготовление которых началось в глубокой древности.

Наибольшее количество бронзовых сосудов, найденных в раскопках около реки Хай, относится к эпохе династии Чжоу (1122—256 годы до нашей эры), когда начинает складываться китайское государство. Жертвенные сосуды этой эпохи отличаются простотой форм. Они украшены рельефными изображениями стилизованных животных и символическими орнаментами.

 Говоря о памятниках раннего Китая, нельзя не вспомнить грандиозное архитектурное сооружение древности — Великую китайскую стену,построение которой началось в III веке до нашей эры, в эпоху династии Цинь (256—206 годы до нашей эры). Выстроенная вдоль северной границы для защиты оседлого населения от набегов кочевников, эта стена частично сохранилась до нашего времени.

В следующую эпоху — династии Хань (206 год до нашей эры — 220 год нашей эры) — сильно расширяются границы Китая. Растут экономические и культурные связи с другими странами (Индией, Ираном).

В китайских исторических хрониках сохранились интересные сведения об искусстве этой эпохи. Так, историки рассказывают о великолепных дворцах, украшенных стенной живописью, представление о которой дают сохранившиеся до нашего времени каменные барельефы эпохи Хань, служившие для украшения знатных погребений и, несомненно, имевшие связь с живописью того времени. Ярким примером может служить часть барельефа с надгробия By Лан в провинции Шаньдунь, датированная 147—149 годами нашей эры.

b2ap3_thumbnail_epoha-vei.jpg

В отдельных, дошедших до нас памятниках искусства этой эпохи проглядывает уже непосредственное наблюдение художника над окружающей его природой. Часто встречающиеся изображения животных, исполненные в камне или металле, обычно передаются в сильном и энергичном движении.

Хроники сообщают об изобретении в эпоху Хань бумаги и кисти, которые служат китайцу как для живописи, так и для письма. Это обстоятельство способствовало еще большему развитию каллиграфии и живописи. До появления кисти письменные знаки — иероглифы — выцарапывались острым кривым ножом на кости или камне. Различные украшения и туалетные принадлежности из бронзы и камня нефрита, дошедшие до нашего времени, исполнены с большим вкусом и мастерством. В это же время впервые появляются керамические изделия с тонким черепком, покрытые глазурью.

Народные восстания и жестокие войны, охватившие в конце II века всю страну, приводят в 220 году к падению династии Хань. Китай разделяется на несколько самостоятельных государств, из которых наиболее крупную роль играет династия Вэй (386—557), образовавшаяся на севере Китая.

b2ap3_thumbnail_budha.jpg

Наиболее значительным событием этой эпохи является укрепление и распространение буддизма — религиозного учения, проникшего в Китай из Индии в I веке нашей эры. Буддизм подчиняет своим задачам и искусство, в частности скульптуру, которая широко применялась для украшения буддийских храмов и монастырей.

В первые века своего распространения буддизм испытывал большие гонения и преследования со стороны других религий Китая, и поэтому большинство буддийских памятников этой эпохи не сохранилось. Лишь в Y веке, после официального признания буддизма, в Китае вновь возникают буддийские храмы и монастыри, украшавшиеся религиозной скульптурой. В Y—YI веках возникают грандиозные пещерные храмы: Юн-Кан в провинции Шаньси и Лун-Мын в провинции Хэнань. В пещерах Юн-Кан сохранились до настоящего времени стены, сплошь покрытые буддийскими скульптурными изображениями.

Особой известностью пользуется грандиозная фигура Будды, высеченная из мягкого песчаника, достигающая тридцати метров высоты. Буддийские изображения этой эпохи часто отражают влияния индийского и эллинистического искусства.

В эпоху династии Тан (618—907) вновь происходит объединение страны. Границы Китая доходят до Индии и берегов Каспийского моря. Большое значение приобретают города, ведущие торговлю внутри страны и за ее пределами. Искусство этой эпохи достигает большого расцвета.

В эту эпоху устанавливаются основные традиции китайской живописи, которые были восприняты последующими поколениями художников и сохранились в искусстве Китая до настоящего времени.

Наравне с каллиграфией, то есть искусством письма, живопись всегда считалась в Китае наиболее важным видом искусства.

b2ap3_thumbnail_pagoda-dikih-gusei.jpg

В китайской живописи особое место занимают картины, написанные одной тушью (монохромы). Живопись Китая не знает светотени, главную роль в картине играет линия, которая не только очерчивает контур, но и выявляет форму предмета.

Творчество китайских художников разнообразно: они прекрасно, с глубокой повествовательной силой передают народные легенды и сказания; сказочные образы китайской мифологии; пейзажи, полные лиризма и глубокого знания окружающего мира; насыщенные пафосом героизма события истории и т. п.

b2ap3_thumbnail_un-shou-pin.jpg

Два крупнейших художника эпохи Тан — Ли Сы-сюнь и Ван Вэй — посвятили свое творчество изображению пейзажа, который с этого времени получает самостоятельное значение.    Изображение    китайского пейзажа отличается особым своеобразием. Для передачи в картине пространства художник не применяет линейной перспективы, характерной для европейской живописи, а путем деления композиции на ряд отдельных планов, видимых с различных точек зрения, и умелого объединения их в единое целое добивается зрительного впечатления глубины и дали.

Помимо живописи, большой художественный интерес представляет скульптура эпохи Тан. Изображения буддийских божеств в эту эпоху теряют прежнюю строгость и отвлеченность, трактовка образов делается более жизненной. Наравне с храмовой скульптурой особое развитие получает мелкая пластика: фигурки из обожженной глины, изображающие людей и животных.

В противоположность чисто условной храмовой скульптуре, погребальные фигурки отличаются реалистической трактовкой. С особой выразительностью мастера исполняют фигуры красивых, мощных лошадей, которые привозились в страну из Средней Азии.

От эпохи Тан сохранились и наиболее ранние памятники архитектуры в виде высоких многоярусных башен, так называемых пагод.

В начале X века свергается ослабевшая династия Тан, и страна вновь распадается на ряд отдельных государств. В 960 году основывается новая династия — Сун (960—1278), при которой, несмотря на непрерывные войны с кочевниками и восстания внутри страны, наблюдается подъем в области культуры и искусства.

b2ap3_thumbnail_qing023.jpg

В период правления династии Сун важное значение получает живопись, живущая старыми традициями эпохи Тан. Не только техника живописи, но и старые классические сюжеты используются художниками. В это время основывается Академия живописи.

В эпоху Сун большое развитие получает живопись тушью, где особую роль играет выразительная линия контура. Главной темой живописи этого времени становится пейзаж. Изображение высоких гор и спокойной реки, текущей среди причудливо изрезанных берегов, является характерным для пейзажей XI—XII веков.

В ХV—XYIII веках страна переживает известный подъем своих культурных и экономических сил. Для торговли с иностранцами, а также для украшения жилищ богатеющей китайской знати создаются многочисленные произведения искусства, В живописи вновь наблюдается увлечение чисто декоративными формами. Используя традиции эпохи Сун, многие художники XV XVII веков посвящают свое творчество изображению цветов и птиц.

В эпоху Мин (1368—1644) приобретают значение и фарфоровые изделия, для производства которых создаются в различных пунктах страны государственные и частные мастерские.

Наивысшее развитие китайского фарфора, как со стороны технической, так и художественной, относится к XV—XVII векам.

Помимо фарфора, особой известностью пользовались изделия из китайского красного резного лака.

b2ap3_thumbnail_vaza_20130805-023850_1.jpg

В 1644 году династия Мин под натиском народного восстания прекращает свое существование. Испуганная феодальная знать призывает на помощь манчжуров, которые подавляют восстание, захватывают Китай и основывают манчжурскую династию Цин (1644—1911).

В творчестве многочисленных художников XVII—XVIII веков замечается подражание старым мастерам. Большую роль, как и раньше, играет декоративная живопись, изображающая цветы и птиц. Среди художников этого жанра особой известностью пользуется Юнь Шоу-пин, работавший в конце XVII века и применявший стиль так называемой «бесконтурной живописи». Эта манера письма позволяла создавать форму цветка легкими, прозрачными мазками, передававшими тончайшие цветовые нюансы.

На протяжении всего XIX века непрерывно возрастает вторжение иностранного капитала в Китай, что приводит страну к экономическому порабощению.

Разрушение мелкой домашней промышленности и жестокая эксплоа-тация трудящихся масс вновь вызывают большие народные восстания против «западных чертей» (как называли в то время китайцы европейцев). Одно из них известно под названием восстания тайпинов (1850 — 1864), другое, вспыхнувшее в 1900 году, — восстания боксеров. Оба восстания были жестоко подавлены европейцами, после чего Китай на многие годы превратился в полуколонию европейского капитала.

Лишь после падения манчжурской династии и революции 1911 года наблюдается значительный подъем в области культуры и искусства.

В живописи XX века можно отметить ряд новых течений: это, с одной стороны, стремление к творческой переработке богатого художественного наследия прошлого, а с другой — изучение европейских методов живописи.

В настоящее время, когда волна патриотизма и ненависти к японскому агрессору охватила весь китайский народ, национально-освободительное движение нашло свой отклик и в искусстве.

Молодые современные художники, преодолевая ряд трудностей и отбрасывая традиции прошлого, создают новые для Китая виды искусства — антияпонский плакат и карикатуру, являющиеся орудием борьбы против японских захватчиков. В творчестве целого ряда художников — Тао Моу-цзи, Айнай, Лу Шао-фэй и других — можно отметить стремление к отображению образа нового человека, мужественного бойца за родину. С особой любовью художники изображают бойцов Народно-революционной армии, сражающейся на севере Китая.

Уверенностью в конечной победе звучит лозунг: «Мы победим!», написанный на антияпонском плакате художника Айнай, изображающем молодого бойца 8-й Народно-революционной армии.

С еще большей выразительностью художник Цзян Тао передает в своем рисунке образы партизан, расположившихся в горном ущелье и наблюдающих за врагом. Фигуры крестьян, вставших на защиту страны, изображены им с большой жизненностью и правдивостью.

Это новое молодое искусство Китая, развивающееся в условиях героической борьбы китайского народа, насыщенное идеями борьбы за укрепление единого национального антияпонского фронта и лишенное старой условности, особенно понятно широким народным массам.

О. Глухарева

Location (Map)

Хуайжоу, Пекин, Китай
Репин, Илья Ефимович
Керамика Пабло Пикассо

Читайте также:

 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location