16 минут среднее время чтения (3237 слов)
Выделенное 

Репин, Илья Ефимович

Репин, Илья Ефимович

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ

Гениальный русский живописец Илья Ефимович Репин — краса и гордость русской живописи. С именем Репина связан самый яркий период истории русской живописи. Его искусство, выросшее на волне революционного подъема 60-х годов, формировалось и крепло под идейным воздействием эстетических и философских воззрений просветителей. Проникнутое передовыми идеями своего времени, глубоко демократичное и народное по своему духу, искусство Репина приобрело значение огромного общественного фактора.

Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. Свыше тридцати лет Репин шел в авангарде русского искусства, завоевав русской реалистической живописи всемирное признание.

 Репин — бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др. Все эти Замечательные мастера, использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Эти живописцы сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре.

b2ap3_thumbnail_iliya-repin-zaporojci.jpg

В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности.

b2ap3_thumbnail_repin-burlaki-na-volge.jpg

Репин и его соратники возвысили тему народа, показали, что только он является основой развития большого и полноценного искусства, что только в таком искусстве заключено подлинно прекрасное.

Репин—величайший представитель критического реализма в русской живописи, той формы реализма, в которой единственно возможно было плодотворное, поступательное развитие искусства, изображавшего окружающую действительность царской России. Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам — представителям труда духовного. Труд — вот что определяет и украшает человека. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.

b2ap3_thumbnail_repin-miting-u-steni.jpg

В Репине русская живопись достигла своей полной зрелости, небывалой свободы в обращении со своими средствами. Репин работал почти во всех жанрах и видах живописи. Репин не только величайший живописец, но и превосходный акварелист, рисовальщик и офортист. Он сделал также ряд удачных опытов и в области портретной скульптуры.

Прекрасно владея многими жанрами, с наибольшей силой свой талант Репин обнаруживает в двух жанрах: в социально-бытовой картине и портрете — в произведениях, содержание которых черпал художник из современной, окружавшей его действительности. В своих композициях он создал живописную эпопею русской жизни конца XIX столетия. Каждая картина Репина—прекрасная глава этой эпопеи:    «Бурлаки»,

«Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Сходка», «Проводы новобранца», «Арест пропагандиста», «Протодьякон», «Вечерницы» и многие другие.

Репиным создана бессмертная портретная галерея лучших сынов русского народа — писателей, художников, музыкантов, актеров, ученых, общественных деятелей; среди этой галереи сверкают драгоценными

камнями такие шедевры портретной живописи, как портреты композитора Мусоргского, артистки Стрепетовой, писателя Л. Толстого, хирурга Пирогова.

Репин — выдающийся мастер исторической живописи, автор таких глубоко драматических произведений, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», таких жизнерадостных, как «Запорожцы».

Репин Илья Ефимович - Летний пейзаж ( Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве ). 1879

Действительность оживает на полотнах Репина во всей яркости и богатстве своих красок, во всей своей непосредственности и жизненности. Репин везде и всегда — подлинный живописец, с необыкновенной силой лепящий краской формы, образы; он всегда старается показать жизнь во всей ее полнозвучности и силе.

Человека художник раскрывает во всем богатстве его жизненных проявлений, во всей красе его материальной физической жизни. У Репина все поступки и действия персонажей глубоко осмысленны, взвешены, событие у него — не случайное, эпизодическое происшествие, а закономерное, типическое раскрытие явления.

Репин создал глубочайшие социальные картины, типические образы российской действительности второй половины XIX века.

В напряженном и долгом труде обрел Репин свободу, легкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве. Неподражаемый мастер в передаче непосредственных впечатлений, красочного великолепия действительности, Репин никогда не ограничивался этими первыми материалами. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.

Репин Илья Ефимович - Искушение. 1891Репин Илья Ефимович - Арест пропагандиста1. 1879

Многочисленные этюды, эскизы, наброски прекрасно раскрывают творческие искания в этом направлении, его путь от частного, единичного к обобщенному, типическому. Это величайшее искусство доводить отдельный факт до обобщенного, типического является основной силой реализма Репина, одной из основных побед русского реализма XIX столетия.

Горячая любовь к своему народу, выраженная в искусстве Репина, его потрясающее мастерство навсегда сохранят его имя в пантеоне величайших представителей культуры великого русского народа.

ПОРТРЕТНОЕ МАСТЕРСТВО И. Е. РЕПИНА

И. Е. Репин — величайший русский портретист XIX века и один из значительнейших в мировом искусстве. Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников.

b2ap3_thumbnail_2013-08-07_023419.jpg

Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. — И. Г.) посидеть мне смирно. При сальной тусклой свече лицо ее, рыжее от веснушек, освещалось хорошо; только фитиль постоянно нагорал, и делалось темнее. А свеча становилась ниже, и тени менялись. Доняша сначала снимала пальцем нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так они слипались. Однако портрет вышел очень похожий, и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. -— И. Г.), они много смеялись».

b2ap3_thumbnail_repin-mujichek-iz-robkih.jpg

После годичного обучения в мастерской иконописца Бунакова, когда Репину было всего пятнадцать лет, он стал самостоятельно выполнять заказы на церковную живопись и на портреты, за которые получал по три и по пять рублей.

Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. «Как? Это вы сами? — сказал Крамской. — Да это превосходно! Это лучше всех ваших академических работ... Тут больше любви к делу, — пояснил он. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры, и вышло удивительно верно и интересно; делали, как видели, и вышло оригинально».

Много и упорно работал Репин и в Академии художеств и самостоятельно, вне стен ее.

В конце 1860-х годов он из ученика превращается в зрелого мастера. Это особенно заметно в его портретах.

Уже в 1865 году Репину исключительно удался профильный портрет жены врача Яницкого.

b2ap3_thumbnail_repin-strepetovoi.jpg

В 1866 году художник исполнил портреты братьев А. В. и М. В. Праховых, под явным влиянием Крамского, в его излюбленной технике «мокрым соусом», с белильными бликами на освещенных частях лица.

В портретах И. С. Панова (1867), Васи Репина, младшего брата художника (1867), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868) и В. А. Шевцовой, невесты Репина (1869), можно проследить, как быстро из года в год росло мастерство художника.

b2ap3_thumbnail_repin-golov-hrestianina.jpg

В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Рисунок уверенный, лепка твердая. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками.

В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки.

b2ap3_thumbnail_repin-portret-stasova.jpg

После появления в 1871 году на выставке конкурсной картины Репина «Воскрешение дочери Иаира» ее автор сразу выдвинулся в первые ряды русских художников. Успех эт°й картины принес Репину первый крупный заказ: ему было поручено написать для концертного зала гостиницы «Славянский базар» большой групповой портрет всех знаменитых «славянских композиторов». В 1872 году картина Репиным была окончена. Композиторы-музыканты расположены на картине группами: одни стоят, другие сидят, третьи прохаживаются.

b2ap3_thumbnail_repin-pisemskogo.jpg

Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий, и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования — чувство жизненной правды. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство, и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность.

Три года, с середины 1873 до середины 1876 года, Репин пробыл за границей, в Италии и в Париже. За границей он написал ряд портретов: И. С. Тургенева, двух дам — Бове и Франкенштейн, художника А. П. Боголюбова, С. Г. Овденко, «Еврея на молитве», этюд девочки Веруни Репиной и др.

После приезда из-за границы Репин недолго пробыл в Петербурге. Его потянуло в родной Чугуев, повидать своих, пожить в глуши, в самой гуще своеобразной, самобытной жизни. Приехав в Чугуев, он весь, с головой окунулся в чугуевскую жизнь. Он бродил по окрестным деревням, бывал на свадьбах, на базарах, в волостях, на постоялых дворах, в кабаках, в трактирах и церквах, заполнял альбомы заметками, набросками и эскизами.

Репин Илья Ефимович - Еврей на молитве. 1875

Он пишет там и портреты поразивших его типов. Превосходен акварельный портрет древнего деда — «Старик из Чугуева». Два масляных портрета: «Мужичок с дурным глазом» и «Мужичок из робких», дают острую и глубокую характеристику этих типов.

В тот же период Репин написал замечательный портрет— «Протодьякон». Стасов в своем восторженном отзыве так пишет об этом портрете: «Что за огонь горел, должно быть, в душе у того художника, который писал этого страшного, этого грозного «Варлаама»! Мне кажется, кисть не ходила,1 а прыгала тигровыми скачками по полотну. Все это было начато и кончено в немного часов, словно какой-то демон водил его рукой. Эти брови, толстыми пиявками поднявшиеся врозь от переносья вверх по лбу, эти глаза, точно пробуравленное в лице и оттуда глядящие гвоздями, эти пылающие щеки и нос башмаком, свидетельствующие о десятках лет, проведенных по-варлаамовски, эта всклокоченная густая седина, эти руки подушкой, улегшиеся толстыми распущенными пальцами на груди...»

В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В «Протодьяконе» сказался настоящий Репин, Репин будущих картин, наш русский Рембрандт. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Я{ок к будущим, еще более совершенным его созданиям.

Репин Илья Ефимович - Портрет И.С.Тургенева. 1879

В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах.

В 80-х годах происходит расцвет творчества Репина. В одно десятилетие Репин создал целую портретную галерею своих современников (больше шестидесяти портретов) — известных писателей, художников, композиторов, музыкантов, артистов, ученых, врачей, инженеров и т. п., которой одной было бы достаточно, чтобы обессмертить его имя.

В настоящей статье я не имею возможности описать всю эту блестящую серию портретов. Остановлюсь только на самых значительных, выдающихся произведениях Репина.

В 1880 году Репин, по заказу Третьякова, исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. Репин нашел для Писемского позу, характерную для последнего, предсмертного периода писателя. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигуры и особенно — воспаленных глаз с желтыми белками.

В 1881 году Репин создал величайший, непревзойденный портретный шедевр, затмивший портрет Писемского, — портрет композитора М. П. Мусоргского. Репин был дружен с Мусоргским, любил его музыку. В феврале 1881 года Репин узнал, что Мусоргский тяжело заболел. Приехав в Петербург на открытие передвижной выставки, Репин отправился в Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский. Здесь он в течение четырех дней подряд пишет портрет больного композитора.

В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. К тому же и погода благоприятствовала работе. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Написан портрет вдохновенно. Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Все знавшие Мусоргского были в восторге от портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского.

Репин Илья Ефимович - Портрет А.И.Шевцова. 1869

«Крамской, увидев этот портрет, — писал критик В. Стасов, — просто ахнул от удивления. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу, и долго-долго не отходил. «Что это Репин нынче делает,—сказал он, — просто непостижимо. Вот посмотрите, его портрет Писемского — какой шедевр!.. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительней! Тут у него какие-то неслыханные приемы, сроду никем не пробованные, сам он Я —и никто больше. Этот портрет писан очень быстро, огненно—-всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите эти глаза! Они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением! А тело, а щеки, лоб, нос, рот — живое, совсем живое лицо, да еще в свету от первой до последней черточки, все в солнце, без единой тени—какое создание!»

Портрет Мусоргского не поражает ни певучестью красок, ни виртуозностью техники, и все же он поражает всякого умеющего читать в природе и способного разбираться в передаче этой природы живописцем. Репин подошел к портрету Мусоргского с полной непосредственностью, без всяких заранее продуманных приемов.

Репин был в таком счастливом трансе, что в те немногие часы, когда, по собственному признанию, он развлекался и работой и всякими разговорами с Мусоргским, весь внешний и внутренний облик его друга сам собой под ударами кисти перевоплощался в художественный образ.

Много еще прекрасных портретов написал позднее Репин, но второго подобного портрету Мусоргского уже не появилось.

Вскоре художнику представился случай написать портрет Знаменитого хирурга и популярного педагога Н. И. Пирогова, приехавшего в мае 1881 года в Москву к празднованию двадцатилетнего юбилея его врачебной деятельности.

Репин Илья Ефимович - Портрет художника И.Н.Крамского. 1882

Из портретов следующего, 1882 года наиболее выделяются: портрет знаменитой трагической актрисы П. А. Стрепетовой, этюд с Т. А. Мамонтовой и портрет А. И. Дельвига, автора известных мемуаров.

Стрепетова изображена в ее домашнем облике, в простом платье и с неубранными волосами. В этот односеансный, быстро сделанный этюд Репин вложил все, что можно требовать от портрета. Художнику удалось уловить здесь то большое, трагическое выражение, которое было неотделимо от личности Знаменитой актрисы, которое составляло основу ее существа, не покидавшую ее и вне театра. Этот сверкающий по живописи этюд — одна из жемчужин Третьяковской галлереи.

Но самым сильным портретом 1882 года надо признать портрет Дельвига. По жизненности, выразительности, лепке и мастерству он — одна из вершин репинского творчества.

1883 год принес несколько первоклассных портретов. Из них особенно выделяется портрет критика В. В. Стасова, написанный в Дрездене во время его совместной поездки с Репиным за границу.

Стасов сообщает о работе Репина над портретом следующие подробности: «В первый день сеанс продолжался почти без перерывов девять часов, на второй день сеанс продолжался пять часов. Итого портрет написан в два сеанса. Мне кажется, всякий сколько-нибудь понимающий художник найдет в самом портрете следы того чудесного воодушевления, того огня, с которым писан был этот портрет! Яркое, весеннее солнце, светившее тогда к нам в комнату, передано на картине, мне кажется, с необычайной- правдой».

Портрет, действительно, бесподобен как по темпераменту, с которым писан, так и по цветовому решению, тем более трудному, что он построен в серой, но тонко егармонированной гамме.

Из портретов 1884 года я выделяю большой портрет писателя В. М. Гаршина — бесспорный шедевр Репина, хотя и не превзошедший «Мусоргского», но близкий к нему.

Как видно из писем Гаршина, художник долго работал над его портретом, что трудно заметить по живописи, свежей, необычайно тонкой, во многих местах не закрывающей холста. Гаршин не позирует: он сидел за своим столом, перебирая книги и рукописи, когда кто-то вошел к нему и ему пришлось повернуть голову и вскинуть на него вопросительный взгляд. Совершенно естественная композиция, отлично уложившаяся в почти квадратный формат холста. В портрете чувствуете не только угнетенную психику этого «обреченного», но и почти ощущаете на себе его дыхание. А какое сильное впечатление производит этот незабываемый гаршинский взгляд!

В 1887 году Репин много времени уделяет работе над портретами Л. Н. Толстого. Самый удачный портрет Льва Николаевича написан в Ясной Поляне в августе 1887 года. Это большой поколенный портрет в кресле, с книгой в левой руке. Превосходно решенный в композиции, чему в значительной степени способствует красивое, красного дерева кресло, с большим художественным тактом увязанное с силуэтом фигуры Толстого, портрет этот исключительно удался и в пластическом отношении. Он написан широко, смело.

Репин Илья Ефимович - Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887b2ap3_thumbnail_2013-08-07_024103.jpg

Вернувшись в Петербург после поездки в Ясную Поляну, к Толстому, и разбирая свои яснополянские альбомы, Репин остановился на мысли написать масляную картину с одного из рисунков, изображающих Толстого лежащим на траве, под деревом. Портрет производит впечатление написанного с натуры, до того правдива и убедительна игра солнечных пятен на светлой фигуре Толстого и на зелени.

b2ap3_thumbnail_repin-tolstoi-na-otdihe.jpg

К числу лучших портретов, исполненных Репиным в 90-х годах, следует отнести портреты художника М. О. Микешина, поэта К. М. Фофанова, Мерси д’Аржент, Икскуль, А. В. Вержбиловича и Н. П. Головиной. Портрет Икскуль по праву должен занять место в первом десятке лучших репинских портретов. Никто в России, кроме Серова, не передавал так матового цвета лица, темных глаз, шелка. А рука на этом портрете, ее атласная кожа, жемчуг, кольца едва ли имеют равных по высоте исполнения во всей Европе.

В 1900-х годах Репин дал ряд исключительно удавшихся женских портретов: темперный, изображающий девушку с наклоненной головой, масляный — Н. И. Репиной, под зонтиком, в шляпе, на солнце, и А. П. Боткиной, сделанный разноцветными карандашами и пастелью. Последний — может быть, самый тонкий из женских портретов Репина.

Репин Илья Ефимович - Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903

В 1901—1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета.

Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Так отнеслись к нему и сановники, изображенные на картине. Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора, изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре, или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки, или умная, лукавая голова Витте! Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что создано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху.

«Заседание Государственного совета» было последним великим созданием Репина; творчество его стало заметно клониться к упадку.

Само собой разумеется, что и позже были счастливые творческие удачи --таковы отдельные этюды и портреты.

Location (Map)

Чугуев, Харьковская область, Украина
Клод Моне (1840-1926)
Искусство Китая

Читайте также:

 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location