КОНТЕМПОРАРИ-АРТ И ВОЙНА КУЛЬТУР. Часть I. Кто, как и зачем создал «современное искусство»?

Двойной стандарт: «двойное дно» заговора

b2ap3_thumbnail_1965.jpg

«Вы верите в „теорию заговора“»? Такой вопрос ставит вас в положение идиота. Ведь только идиот может быть столь доверчивым, чтобы верить в какие-то теории! А так как вы не желаете казаться умственно неполноценным, то отказываетесь не только от веры в какие-либо теории, но и в их содержание. В общем, это такой приёмчик из вербального айки-до, загоняющей всех под узду либеральной «политкорректности», которая сама по себе напоминает боевое искусство промывки мозгов. Какое-то время в юности я увлекался Вин-чун, и проецируя один из ответных приёмов этого «мягкого стиля» в поле словесности, на подобные вопросы отвечаю: «Конечно же, нет! Я верю только в его практику».
 
Практика заговора осуществляется при необходимости негласного действия, когда декларируемые нравственные ценности и официальная риторика не совпадают с насущными потребностями активистов. В общем, это нечто подобное оргии в венецианских карнавальных масках, которые происходили в некоторых тайных обществах Европы. Под покровом ночи и тайных нарядов «отцы народа», отводят душу в сомнительных увеселениях, а наутро со своих кафедр бодро вещают нам о неких моральных основах бытия. Но в таком морализме нет силы. Хоть он внешне выдержан, внутренне он расщеплен, и в, конечном итоге, метафизика с её вечными законами работает против самих лицемеров. Именно по этой причине все подобные заговоры изначально обречены на неудачу в достижении окончательной цели, хотя в промежуточном плане вполне возможны какие-то победы.
Мы часто слышим о двойных стандартах Запада по отношению к России, к её культуре и истории. Но отчего один «стандарт» отношений отличается от другого и что такое этот двойной стандарт вообще, как не открывшее себя скрытое враждебное намерение, которое столь сильно, что его уже невозможно удержать в рамках внешнего приличия «первого стандарта». Двойной, то есть «второй», применяемый к России стандарт  это как бы вышедшая на поверхность порода, отличающаяся от почвы, скрывавшей её до поры до времени. Это её реальная основа и базис, это как раз тот самый «заговор», который в своей мировоззренческой основе принят по умолчанию, на внешнюю самокритику и маскировку которого, уже не хватает ни желания, ни сил. То есть двойной стандарт это и есть прямое доказательство существования второго, скрытого под маской намерения, это и есть вполне очевидное удостоверение того самого «заговора» и его неутомимой практики, а вовсе не теории.
Что же нас так рознит? Что же такое скрыто в самом основании нашего и западного мировоззрения, что делает нас фактически вечными историческими врагами? Отчего многие «западные ценности» нам кажутся омерзительными и попросту глупыми, и отчего Запад впадает в откровенные маразматические фантазии и паранойю, как только речь заходит о России? Это похоже на что-то выходящее из области бессознательного, или на некую, вполне механическую, энергетическую реакцию полярно заряженных объектов.
Фактически, это взаимная реакция двух типов ментальности на бессознательном уровне, хотя внешний, – рациональный, контролирующий уровень Эго обоих фигурантов часто вступает в нормальный «диалог цивилизаций». Как уже много раз доказала история, это «рациональное» общение, которое мы все стремимся выстроить, на практике оказывается лишь передышкой до момента, когда одна из сторон не наберёт достаточно сил для подавления противоположной. Так что наш диалог цивилизаций это только маска рационального, скрывающая тот самый заговор, имеющий бессознательную природу, столь часто прорывающийся в виде двойных стандартов.
b2ap3_thumbnail_01.jpg

Искусство и НЛП

Эту игру отношений придумали не мы и не сегодня. Это наша данность, в которую мы вброшены по воле провидения и вызов, который мы должны принять.

Важнейшей задачей культурной борьбы является предотвращение обретения противником силы такого уровня, когда она близка к критическому моменту «кипения», и его враждебно заряженное коллективное бессознательное со всем пантеоном демонических архетипов начинает переливаться через край собственной рациональной части. Чтобы не допустить подобной ситуации необходимо энергетическое сдерживание, постоянная профилактика по снижению напряжения во враждебно настроенном скрытом источнике «двойных стандартов». Фактически речь идёт о работе в глубочайшем тылу врага, с базовыми установками его архаического мировоззрения.
Какие инструменты применимы в данном случае? Что может дистанционно изменить направление бессознательного потока у оппонента, кроме магии, гипноза и психотронного оружия? Что может сдерживать его вполне гуманно, оставаясь в рамках дозволенного законом? Только искусство.
Искусство моделирует отношения внутри реальности, задаёт и отражает ценностную иерархию, и тем самым воздействует на бессознательное, во многом формируя его «угол восприятия». В общем и целом это можно назвать одним из исторических аспектов применения искусства, этим объясняется его поддержка государственными и различными религиозными структурами на протяжении всего исторического периода, начиная с древнего Египта и заканчивая новейшими художественными тенденциями. Откуда вести отсчёт такой практики? Сегодня уже достаточно хорошо известно о применении визуальных технологий в доисторической магии палеолита.
Существует разница в силе воздействия между так называемой «наглядной агитацией», а также монументальным искусством (открыто провозглашающим своё послание), и другим, скрытым, маскирующимся под спонтанно возникшее, «свободным искусством», как бы самим по себе развившимся и ни кем специально не спонсируемым, не инспирированным, но, тем не менее, всё же специально разработанным идеологическим проектом! Здесь прослеживается та же аналогия, как между «официальным», открытым и «эриксонианским», скрытым, гипнозом. Во втором случае гипнотизируемый, как известно, не замечает манипуляции и не прилагает никакого сопротивления. Не случайно эриксонианский гипноз стал фундаментом Нейро-Лингвистического Программирования (НЛП) – доминирующей психотехнологической медийной стратегии. Принципы работы НЛП наложенные на искусство, как на носитель идеологического заряда, стали вполне совершенным оружием Культурной Войны в XX веке.

b2ap3_thumbnail_02.jpg

«Культурная война»

Сегодня многими западными искусствоведами, даже самим американцами, признано, что после окончания Второй мировой войны ЦРУ пользовалось подобными психотехниками в «культурной войне» против СССР и его сателлитов. Одной из областей, где они применялись в полную силу, стало так называемое «современное искусство», контемпорари-арт.

Об этом, например, пишут в своих книгах исследователи новейших течений в искусстве Френсис Сондерс (Frances Stonor Saunders) и Ричард Каммингс (Richard Cummings).
Некоторые рецензенты, выступающие в западных массмедиа, как бы пытались нанести контрудар, опорочить авторов, называя их чуть ли не полусумасшедшими. Хотя, попытки дезавуировать или обесценить факты, представленные в этих книгах только вызвали к ним дополнительный интерес.
К примеру, всплыли сведения, что ЦРУ ещё в 1960-е, якобы, закончило финансирование участников «контемпорари-арт»-процесса. Однако достоверно известно от самих же художников, диссидентствующих антисоветчиков, что их «контора» в реальности никогда не отказывалась от своего покровительства, меняя лишь время от времени вывески «неправительственных организаций».
Ещё недавно «литературовед и эссеист», иммигрант в США Лев Лосев, снисходительно вещал в программе «Голоcа Амepики»: «Предположение, что правительство может субсидировать не только мелких фермеров или крупных авиастроителей, но оперу, симфонические оркестры или работу живописцев, такое естественное для российских деятелей культуры, вызовет у американца растерянную улыбку как неудачная шутка. Вообще-то, из рядов американской интеллигенции время от времени раздаются голоса, требующие государственной поддержки, но они тут же заглушаются другими, которые отрицают в принципе возможность участия правительства в творчестве художников. Это неизбежно грозит основе основ свободного общества – свободе высказывания. У нас, в Америке, это невозможно».
А между тем, было время, когда в Америке такое было еще как возможно.
 
b2ap3_thumbnail_03.jpg
 

«Конгресс за свободу культуры»… Припоминаете?

В 1952 году американское правительство выделило 166 тысяч долларов (в наше время это более миллиона) на гастроли, которые принесли всемирную славу Бостонскому симфоническому оркестру. Деньги американских налогоплательщиков в немалых количествах шли также на то, чтобы обеспечить международную известность Марку Ротко, Джексону Поллоку, Дэвиду Смиту – художникам, которых называют абстрактными экспрессионистами.
Правда, денежные вливания в культуру поступали не непосредственно из федерального бюджета, а от организации, именуемой «Конгресс за свободу культуры». Этот Конгресс, основанный в 1950 году и просуществовавший до конца шестидесятых, был чем-то вроде международного клуба. В него входили практически все выдающиеся художники и интеллектуалы, не попавшиеся на удочку коммунистической пропаганды. Конгресс проводил десятки конференций, издавал журналы, пожалуй, до сих пор непревзойденного интеллектуального и литературного уровня, такие как «Encounter» в Англии, «Preuves» во Франции, «Der Monat» в Западной Германии. Достаточно сказать, что там регулярно печатались Исайя Берлин, Найпол, Набоков, Оден, Борхес, Ивлин Во, Раймон Арон, Бертран Расселл…
Чего эти замечательные писатели и мыслители, равно как и художники-бунтари, не знали, так это того, что «Конгресс за свободу культуры», его выставки и органы печати субсидировались непосредственно из бюджета Центрального разведывательного управления США. Как ядовито замечает Френсис Сондерс, автор книги «Холодная война в культуре» (The Cultural Cold War: The CIA and the World of Arts and Letters): «ЦРУ делало нечто беспрецедентное в истории мирового шпионажа – оплачивало художественный авангард».
 
Дионисий Кунжин
 
КОНТЕМПОРАРИ-АРТ И ВОЙНА КУЛЬТУР. Часть II. Как За...
Осенью стихи рвутся в люди*

Читайте также:

 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location