Игры миров, лила, натака, ригведа.

Игры миров, лила, натака, ригведа.

Ведийские пролегомены игровых типов

Игра, несомненно, является чрезвычайно важным элементом человеческого существования и для многих людей - это единственно возможная позиция в современном стремительно меняющемся мире. Шекспир провозгласил: «Вся наша жизнь - игра». Каково же её действительное прочтение? Нами играют, либо мы играем? Игровой фактор занимает особенное место и в процессе творчества: именно импровизация, игра зачастую порождает шедевр экзистенции и высвобождает человека. В качестве одной из причин самоорганизации личности может и, наверное, должна выступать также именно игровая ситуация. Самое общее определение игры может выглядеть следующим образом: «Игра - понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации игры является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или - в постклассике - феномена), так и в аксиологическом (игра не имеет внешней цели, отличной от процессуальности собственного протекания и ее ценность является принципиально автохтонной, в частности, не зависимой от так называемого «результата игры») отношениях, и вместе с тем реализующаяся по соответственным правилам, носящим объективировано нормативный характер».

Продолжить чтение
  2004 просмотров
2004 просмотров

Ригведа, буддизм - страдание и причины

Ригведа, буддизм - страдание и причины

Порядок существования в «Ригведе»

Сразу же стоит отметить, что всеиндийское «открытие» страдания как в буддийском, так и в индуистском смыслах произошло намного позже «Риг-веды». Чаще всего представляют, что именно Будда впервые «осчастливил» мир вестью о тотальности страдания, примерно таким образом: «Всё есть страдание. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание» (сарвам духкхам). Отечественный исследователь С.В. Пахомов пишет: «Именно буддизм впервые в истории индийской мысли четко формулировал постулаты, касающиеся страдания, причины страдания, спасения от страдания и пути к этому спасению». В действительности
мотив всеобщего преобладания духкхи в человеческой экзистенции появляется уже в «Бхагавадгите» (вопрос о том, что является более древним по отношению к другому, проповедь Будды или идеи «Гиты», остается открытым). Например, в стихах 13.9 и 8.15, соответственно, говорится: «Рождение, смерть, старость и болезни - это зло» (джанма мритью джара вьядхи -духкхадошанударшанам) [58, с. 661-62]. «Придя ко мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страдания мир, ибо они обрели высшее совершенство» (духкхалайам ашашва-там) [58, с. 451]. Примечательно, что первый стих фактически полностью совпадает со словами Будды, нашедшими подтверждение в его биографии.

Продолжить чтение
  2623 просмотров
2623 просмотров