Как развивалась техника письма

В глубокой древности китайцы писали отточенной бамбуковой палочкой с продольным, как у пера, разрезом острия. Писать нужно было «без нажима», и линии получались одинаковой толщины. На гадальных костях знаки вырезались при помощи металлической заостренной палочки. Однако уже в XII веке до нашей эры существовали кисточки для письма, изобретение которых по традиции приписывалось Мэн-Цзявю (Циньская династия, III век до н. э.). Помимо изображения на аньянской пиктограмме, имеется по крайней мере три кости и один черепок, расписанные при помощи кисточки. Таким образом. Мэн-Цзянь лишь усовершенствовал уже давно применявшийся инструмент, изменив его форму и состав смеси для письма.

Па Среднем Востоке и в античном мире использовались разнообразные материалы для письма. После изобретения и распространения алфавита письмо стало широко применяться, и это вызвало необходимость в менее ценных материалах, пусть даже не столь прочных, как прежние. Естественно, увеличение числа письменных документов происходило одновременно с расширением круга читающих.

Вначале письмена высекались при помощи резца и других подобных инструментов на скалах, плитах, каменных и мраморных стелах. Их вырезали на фасадах зда-
ний или на пластинках из бронзы, меди, свинца и других драгоценных металлов, а позднее на монетах и гирях, процарапывали на табличках и печатях из необожженной глины и терракоты. Со временем появились и другие способы письма.

Некоторые надписи процарапывались стилем на гладких деревянных дощечках, а также на табличках, покрытых белой (табуле деальбате) или цветной краской. На легкие и пластичные материалы их наносили тростниковыми перьями (каламус), используя специальные чернила (атраментум). Листы из пульты папируса или других сходных материалов упоминаются уже Плинием; писали и на оливковых листьях (сиракузский петализм), на полотняных бинтах (таких, например, как те, которыми оборачивались мумии в Египте), на черепках (остраках) и т. д. Позднее под влиянием финикийцев для написания документов особой важности стали применять телячью кожу; новый материал для письма — пергамент (овечья кожа)— был впервые применен п городе Пергаме (Малая Азия). На коже животных был записан договор между древним Римом и Габиями; в Спарте ее применяли для тайнописи; на цилиндр определенного размера наматывались спиралью полоски кожи, на которые потом наносились записи; прочесть их можно было, только вновь намотав эти полоски таким же образом на такой же цилиндр.

В Древнем Египте было принято склеивать спрессованные листы папируса (библос) в длинные полосы в тех случаях когда нужно было записать весь документ полностью или самостоятельную часть какого-нибудь произ ведения, Полосы сворачивались в свитки (волюмы) и хранились в специальных помещениях. Геродот («История», II, 92) рассказывает об этом, но не уточняет, когда греки восприняли этот обычай; возможно, он проник в Ионию при Поликрате Самосском (VI век до н. э. ), а в остальную Грецию к началу V века до н э. Таблички или куски кожи соединялись в кодексы, которые из-за их дороговизны часто использовали повторно, первоначальный текст снимался, а поверх наносился новый (палимпсест)

Коснемся ранних способов письма на Американском континенте. Это прежде всего некоторые мнемонические знаки, такие, например, как зарубки на палках В Перу и в Боливии, больше чем в других местах, были распространены кипу — набор разноцветных шнурков с различного рода узелками (по одному или по нескольку на каждом). Это было удобное средство для запоминания чисел, отсчета дней и вообще для ведения счета. Ирокезы Северной Америки пользовались вампумом — широким поясом, унизанным соответствующим образом подобранными раковинами или бусинами В Северной Америке были обнаружены высеченные на скалах рисуночные идеограммы, иллюстрировавшие различные сказания и служившие для ведения счета. Некоторые идеограммы состоят из напоминающих современные ребусы рисунков, обозначающих слоги. В Панаме, Колумбии и в других местах Центральной и Южной Америки существовали иллюстрированные «книги» для чтения магических и религиозных текстов.

У мексиканских индейцев майя и ацтеков были настоящие книги; их писали на бумаге, сделанной из древесной коры. В этих книгах содержались пиктограммы ритуального характера, календари для предсказаний, списки податей и хроникальные записи. Имелись еще и стелы в виде барельефов, содержащие одновременно рисуночные и слоговые знаки

Однако к сравнительно древней эпохе относятся лишь барельеф на стеле в Веракрус и гравированный диск, хранящийся сейчас в Лейде. Некоторые ученые датируют их 320 годом и. э.

С увеличением числа письменных документов как государственного, так и частного характера, а также в связи с появлением литературных произведений возникла потребность собирать их в одном месте для обеспечения сохранности и для удобства пользования ими. Документами важного значения считались государственные договоры, законы и декреты, административные акты, акты внешних сношений, хроники светского и религиозного содержания, царские указы и списки духовных и должностных лиц. Все это было записано на относительно прочном материале и хранилось в царских дворцах, при храмах или же в зданиях, где происходили заседания магистратов и публичные собрания.

Коллекции официальных документов такого рода были обнаружены при раскопках. В Египте это архивы Тель эль-Амарны (XIV век до н. э.). содержащие переписку с наместниками покоренных районов и с главами соседних государств со времен Аменхотепа III. На Крите архивы обнаружены в минойскнх дворцах; на территории Хеттского царства сохранились царские архивы и архивы больших городов.

В дальнейшем появились настоящие библиотеки или, во всяком случае, какие-то специальные помещения при архивах для хранения литературных произведений. Важнейшая из известных нам библиотек принадлежала Ашшурбанипалу (668—630 годы до н. э.), который пометил все, что хранилось в ней, своей печатью — «экслибрисом». Среди документов этой библиотеки было 30 000 табличек, помещенных в специальные ящики, установленные на полках. Здесь были записи о взимании податей и налогов, официальная и частная переписка царя Кроме этого, имелись записи эпических и мифологических поэм, литургии и молитвы, псалмы, магические письмена, прорицания; винилы, хроники и хронологические списки, грамматики и словари; таблицы весов, астрономические вычисления и другие математические работы. По приказу царя писцы отправлялись п разные страны, чтобы переписывать древние таблички.

Другая библиотека, о которой нельзя не упомянуть, находилась в Ниппуре. Имелись также библиотеки, принадлежавшие частным лицам и храмам.

Возможно, еще раньше, чем в Ассирии, архивы и библиотеки появились в Вавилоне и в Богазкёе, Позднее возникают библиотеки в главных городах Персидского царства, из которых наиболее известна находившаяся в Персеполе в период правления Дария I.

В греческом мире первые собрания литературных произведений, то есть первые библиотеки, относятся, видимо, ко времени Поликрата Самосского и Писистрата Афинского (VII— VI века до н. э.). До нас дошли упоминания более позднего периода о частных библиотеках, принадлежавших высокообразованным людям, в частности о библиотеке Эврипида.

Со временем увеличивалось число архивов, в которых хранились копии важных документов, регулирующих отношения между частными лицами, актов о передаче имущества, о границах владений, вольных грамот, актов усыновления и завещаний.
Развитие письма, появление письменных документов и литературных произведений оказало влияние и на систему обучения.

Любовное письмо или подсчет расходов по хозяйству? Молодая римлянка с озабоченным видом подносит к губам. Извечный жест!
Стиль — заостренная тростниковая палочка или остроконечный инструмент из кости (иногда слоновой) — употреблялся для письма на мягких восковых табличках, подобных той, которую держит в руке эта женщина. Связанные шнурком, такие таблички составляли небольшую книжку, называвшуюся «кодексом». Римляне писали также на пергаменте и папирусе. (Стенная роспись, Помпеи, 70 год н. э.)

ГУРУ И ЕГО УЧЕНИКИ, Стела из полированного камня (XIII век. Конарак в штате Орисса, Индия) изображает учителя- брахмана (гуру), толкующего религиозные тексты в кругу учеников Такие устные уроки первоначально носили сугубо религиозный характер; со временем, однако, предметом замятий становятся также математика, астрономия, грамматика и другие науки.
В древности традиционные представления, связанные с религией и ремеслами, передавались от поколения к поколению. Обучение происходило с помощью мнемонических средств, в кругу семьи, среди ремесленников или в жреческих школах. Так как обучение проводилось устно, ученики должны были запоминать все, чему их учили.

Такова, например, была система обучения в Индии, развивавшаяся в соответствии с четко определенными принципами. Письменность не использовалась здесь в религиозных целях, поэтому обучение, носившее сугубо религиозный характер, основывалось на устной традиции. Изучать веды могли только представители первых трех каст, шудры были лишены этой привилегии. Учитель цитировал священные тексты, а ученики хором повторяли за ним слова, что напоминало «кваканье лягушек» (Ригведа VII, 103). В ведическую эпоху брахмачари — люди, читавшие священные тексты,— составляли образованную часть индийского общества.

В их обязанность входило изучение вед, служение учителям-брахманам (гуру), сохранение нравственной чистоты. В очень раннюю эпоху прием в школу был связан со сложной церемонией упанаяиа, после прохождения которой ученик становился движда (дважды рожденным), то есть получившим второе (духовное) рождение. В поздневедическую эпоху в программу обучения были включены дополнительные предметы — математика, грамматика и просодия. Образование первоначально было доступно лишь сословию брахманов, но со временем оно стало привилегией также кшатриев и вайшьев. К концу рассматриваемой эпохи в Индии уже имелась просвещенная аристократия, среди которой кшатрии играли такую же, если не большую, роль, как и брахманы. Из их круга вышли составители упанишад. Поздневедические сутры содержат подробную программу обучения, охватывающую всю традиционную науку древних индийцев. Речь идет о шести веданга; учение о звуках, о ритуалах, грамматика, этимология, просодия, астрономия, а также вспомогательные дисциплины.

Аржан культура скифо-сибирского типа