Древо жизни

Древо жизни

 

На всех континентах жизнь людей и деревьев издавна связывали тесные узы. Человечество разрушило их, поэтому нас так волнует наше будущее. Как бы там ни было, если мы попытаемся отвести вполне реальную опасность, которую представляет исчезновение лесов на планете, то нам необходимо, хотя бы кратко, исследовать связи, существовавшие между людьми и деревьями вплоть до нашего столетия.

В разных уголках Земли живет легенда о праотце всех деревьев, древе-великане, которое поднималось к небесам из центра Земли и являлось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям — плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, резвившимся у его верхушки, поить землю живительным дождем. Оно было источником жизни и обновления. Неудивительно, что культ дерева был столь распространен в древности.

 

Продолжить чтение
  6428 просмотров
  0 комментарий

Таксила - Древний университетский город

Таксила - Древний университетский город

Пакистан — страна молодая, но история ее восходит к временам глубочайшей древности. Самые ранние следы человеческих поселений, которые были обнаружены здесь, относятся к эпохе раннекаменного века (500 тысяч лет назад). Позднее этот район стал колыбелью многих древних цивилизаций, памятниками которых являются открытые сравнительно недавно города Мохенджо-Даро, Хараппа, Кот-Доджи, Майнамати, Ма-хастхангарх и Рахарпур.

Таксила, чьи руины находятся в Пенджабе, километрах в 30 к западу от Равалпинди, — один из таких древних городов, представляющих богатейшее культурное наследие Пакистана. Таксила лежит в тихой, залитой солнцем долине реки Харо, у подножия покрытых снегами гор Мурри на севере страны. На сочной прохладной зелени склонов гор ярко выделяется броский наряд деревьев и кустарников «кутчнара», покрытых пестрой шапкой пурпурных и белых цветов, и лесных великанов «сайму-лов», полыхающих кроваво-красными соцветиями.

Продолжить чтение
  5721 просмотров
  0 комментарий

Ауровиль город - Ауробиндо, Матримандир

Ауровиль город - Ауробиндо, Матримандир

Ауровиль, Индия

Можно ли объяснить простым совпадением или причудой случая то, что Ауробиндо Гхош, философ, поэт и великий патриот Индии, родился точно семьюдесятью пятью годами раньше того дня, когда Индия обрела независимость?

Ауробиндо считал, что его 75-летие и провозглашение независимости Индии 15 августа 1947 года («встреча с судьбой», как называл это событие премьер-министр Джавахарлал Неру) были «не случайным совпадением, а предопределением и знаком той божественной силы, которая направляет все мои поступки».

Третий сын врача-хирурга, Ауробиндо получил воспитание сначала в монастырской школе Лоретто в Дарджилинге, Индия, а затем в школе св. Павла в Лондоне. Позднее, в стенах Кембриджского университета, он с блеском завершает свое гуманитарное образование. По возвращении в Индию в 1893 году Ауробиндо Гхош поступает на службу в княжестве Барода (Западная Индия) и одновременно становится заместителем директора и профессором в колледже
Бароды, а затем — директором нового Национального колледжа в Калькутте.

Продолжить чтение
  6922 просмотров
  0 комментарий

ВЕДАНТА КАК РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО?

ВЕДАНТА КАК РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО?

«Веданта как религия будущего?» — речь, произнесенная Свами Вивеканандой в Сан-Франциско 8 апреля 1900 года во время его второй поездки в Америку. В ней отражены фундаментальные положения философии Адвайта-Веданты. Публикуя эту речь, мы начинаем знакомить читателя с замечательным наследием известного индийского мыслителя.

Продолжить чтение
  2616 просмотров
  0 комментарий

Вечная улыбка Байона

Вечная улыбка Байона

Камбоджа

Как удивителен и как прекрасен этот памятник — храм Байон в Ангкоре!

Байон — последний из великих кхмерских памятников, построенных из камня. Кхмерское искусство зародилось в VI веке н. э. на территории, приблизительно соответствующей современной Камбодже; но в течение почти всей первой половины своей истории памятники этого искусства, часто украшенные прекрасными статуями и богатым декором, были постройками сравнительно скромных размеров. Тольке позже, после основания Ангкора (конец IX — начало X века н. э.), появляются огромные храмы с концентрическими оградами, сложенные уже из камня, а не из кирпича. В Ангкоре было воздвигнуто сколо тридцати таких сооружений, и Ангкор оставался столицей (за исключением небольшого периода в X веке) вплоть до того времени, когда после Джаявармана VII величие кхмеров начало клониться к упадку, даже несколько дольше.

Продолжить чтение
  4287 просмотров
  0 комментарий

Индийскии эпос - в искусстве Южной Азии

Индийскии эпос - в искусстве Южной Азии

Почти в каждом доме Индии висит на стене дешевая картинка-репродукция: Рама, покоряющий океан, или Кришна, наставляющий своего ученика Арджуну на поле битвы Курукшетре, перед которыми ежедневно молятся обитатели этих домов, те, кто раз в год благоговейно собирается на проходящие под открытым небом традиционные празднества и танцевальное представление — «Рамалилу».

В горном районе Чамба, у отрогов Гималаев, девушки терпеливо вышивают на муслине сцены из «Махабхараты», готовя себе приданое. Кукольники индонезийского театра теней (ваянг-пурво), как и столетия назад, все с тем же мастерством манипулируют фигурками героев эпоса — Арджуны, Бхимы, Кунти. В Таиланде сюжеты представлений грезнего театра масок (кхон) по прежнему основываются главным образом на темах сказания о Раме.

Продолжить чтение
  5433 просмотров
  0 комментарий

Духовное наследие континента - Рамаяна и Махабхарата

Духовное наследие континента - Рамаяна и Махабхарата

«Рамаяна» и «Махабхарата», рожденные на земле Индии, принадлежат великому духовному наследию всей Юго-Восточной Азии. С каждой новой эпохой эти поэмы возрождались, обновлялись их идеи, претерпевали изменения в ходе истории формы, но всегда они служили обновлению, оплодотворению, насыщению человеческого духа. Эти поэмы пленяли и очаровывали, вдохновляли и воодушевляли народы Индии и Южной Азии, поэтому они легли в основу богатой и вечно живой культуры.

Продолжить чтение
  4694 просмотров
  0 комментарий

Великий эпос Индии и Южной Азии Махабхарата и Рамаяна

Великий эпос Индии и Южной Азии Махабхарата и Рамаяна

На религиозной и культурной жизни всего Индостана, как и большей части остальной Азии, сказалось глубокое влияние двух великих эпических поэм индуизма — «Махабхараты» и «Рамаяны». Даже не касаясь вопроса их чисто литературных достоинств, отвечающих самым высоким критериям, эти произведения следует отнести к числу наиболее значительных памятников мировой поэзии.

«Махабхарата» — произведение в основе своей более древнее, чем «Рамаяна», его ядро дошло до нас из той далекой, теряющейся во тьме веков эпохи, которая следовала за временем создания гимнов «Ригведы», древнейшего литературного памятника Индии. Некоторые имена правителей, святых мудрецов и жрецов, упомянутые в «Махабхарате», встречаются и в источниках поздневедической эпохи, и вполне вероятно, что фабула поэмы сложилась на основе преданий, связанных с каким-то великим сражением, имевшим место около 900 года до нашей эры.

 

Продолжить чтение
  9259 просмотров
  0 комментарий

Аютия восточная Венеция - Столица древнего Сиама

Аютия восточная Венеция - Столица древнего Сиама

Аюттхая, Таиланд

Примерно в восьмидесяти милях к северу от Сиамского залива, вверх по течению реки Чао-Прайя, минуя Бангкок, находится сердце Индокитайского полуострова. Здесь, на просторах плодородных земель среди рисовых полей и тропических лесов расположены руины древнего города, в котором полуразрушенные пагоды перемежаются с буйной растительностью джунглей, создавая причудливый силуэт на фоне неба. Приближаясь
к этому зеленому массиву растительности, различаешь все большее число пагод и уцелевшие своды арок от мостов, стены, крепостные валы. За ними, под сенью деревьев, в густых зарослях тростника скрываются развалины города, некогда одного из самых красивейших в мире.

Это - Аютия, одно из крупнейших космополитических городских поселений XVII века. Его история восходит еще к VIII веку - к периоду, когда таи все еще были господствующей частью населения территории, являющейся ныне южной провинцией Китая — Хунань, а пышно отстроенный Ангкор представлял собой цветущий имперский городской центр, властвовавший над всем индокитайским субконтинентом.

Продолжить чтение
  3916 просмотров
  0 комментарий

Статуя Сурьи из храма в Конараке, ок. 1240 г., Орисса, Индия

Статуя Сурьи из храма в Конараке, ок. 1240 г., Орисса, Индия

Одна из самых прекрасных скульптур из храма Солнца Конарак, установленного для вероисповедания в святилище Санкторум. Сурья бог солнца в индуизме, держа распустившиеся лотосы в обеих руках, ездит на колеснице, которую ведет возничий Аруна и запрягают семь скачущих галопом лошадей. Он между Данда и Пингала и супругами Чхой и Сувэрчасой с обеих сторон. Также на изображение можно увидеть полную арку с декоративными деталями, чтобы добавить красоту к изображению. Тонкая улыбка на лице божества делает его самым восхитительным изображением. Сурью рассматривают как источник света, теплоты, жизни и знания. Он расценен как солнечное божество с раннего периода ригведы. Изображения Сурьи до ранних столетий нашей эры полностью отличаются от его более поздних форм так и в более ранней форме, Сурья в его одежда (udichya vesa) это туник, пояс и высокие ботинки, также он носит кинжал в своей руке. Его колесница была оттянута только четырьмя лошадями. Во время этого периода солнечный культ был сильно изменен под влиянием Зороастрийского культа Ирана. С периода Гупты (5-ое столетия) форма Сурьи была изменена на более индийский вариант.

Продолжить чтение
  2883 просмотров
  0 комментарий

В. А. Тропинин (1776-1857)

В. А. Тропинин (1776-1857)

Долгая жизнь Василия Андреевича Тропинина не отмечена какими-либо эффектными событиями. История сохранила нам образ художника как человека исключительной скромности. И вместе с тем биография Тропинина дает все основания считать пройденный им жизненный путь образцом героизма в самом подлинном и глубоком значении этого слова. Тропинин родился в 1776 году, крепостным графа Миниха.Затем он переходит к графу Моркову, оказавшись в составе приданого, полученного Морковым при женитьбе на дочери Миниха. Произвол владельца будущего художника ярко выразился в том, что, когда дарование юноши в области живописи уже явственно обозначилось, он был послан в Петербург учиться не живописному искусству, а кондитерскому. И все же привязанность Тропинина к любимому делу была столь велика и успехи, достигнутые здесь, по-видимому, настолько значительны, что, в конце концов Морков решил отдать его в Академию художеств. Однако по академическому уставу крепостные в число учащихся не принимались. Поэтому Тропинин был определен «посторонним учеником», как сказали бы теперь «вольнослушателем». Это было в 1798 году. Тропинину шел ужа двадцать второй год. Занимавшийся до сих пор урывками, самоучкой, он, попав наконец в настоящую художественную школу, с жаром принимается за работу, стремясь наверстать потерянные годы. Основным учителем Тропинина оказывается С. С. Щукин, замечательный портретист конца XVIII и начала XIX века. Тропинин сближается с несколькими товарищами по академии. Среди них был О. А. Кипренский, уже тогда обнаруживавший исключительную одаренность, а также А. Г. Варнек, впоследствии крупный мастер портрета. Хотя оба они были значительно моложе Тропинина, но долгие годы их пребывания в академии сглаживали эту разницу в возрасте - в области живописи и рисунка они являлись людьми, располагающими большим опытом, чем их новый сотоварищ по академическим классам. Таким образом, Тропинин попал в настоящую художественную среду, что, несомненно, содействовало успеху в его творческой работе.

Продолжить чтение
  9321 просмотров
  0 комментарий

Cосэки Нацумэ - самый популярный писатель в Японии

Cосэки Нацумэ - самый популярный писатель в Японии

Cосэки Нацумэ, широко известный под своим первым именем «Сосэки», — самый популярный писатель в Японии. Родился он в 1867 году, накануне реставрации Мэйдзи, а умер в 1916 году, в возрасте 49 лет.

В наши дни книги Сосэки пользуются огромной популярностью в Японии. Через год после его смерти (1917) Иванами Ситен издал первое полное собрание сочинений писателя. Тогда число подписчиков не превышало пяти тысяч, но с каждым годом почитателей Сосэки становилось все больше, и в 1965 году, когда было выпущено седьмое издание его сочинений, общий тираж книг писателя достиг 6 450 ООО экземпляров. Для издательской практики Японии это по-истине беспрецедентный факт: никогда еще собрание сочинений писателя, умершего сто лет назад, не пользовалось таким большим спросом читателей.

Продолжить чтение
  3243 просмотров
  0 комментарий

Итальянский скульптор Бруно Волпот / Bruno Walpoth - Молчание мудрости.

Итальянский скульптор Бруно Волпот / Bruno Walpoth - Молчание мудрости.

Молчание это путь к мудрости. Удивительно, но только в этом состояние возможно понять смысл работ итальянского скульптора Бруно.
В его работах скрыт мир молчания, сюрреалистическое измерение населенное существами, из дерева и метала, формы, утонченных моделей доведеных до совершенства.
Он тщательно наблюдал и изучал жизнь, прежде чем начал творить нечто подобное.
В своих работах он использует извести, устойчивое дерево или свинец, алюминевые листы фольги, вытесывая дерево молотком.
Это выглядет так, если бы на очень короткое время плоть превратилась в металл или дерево, все эти образы пожирают все мысли и освобождает нас от одиночества и самоанализа.
Тощие и костлявые лица, выглядят удивительно живыми, изящными и все это вызывает удивление и изумление.
Кроме того, в его работах просматриваются глубокие проблески, некой грациозности и таинственности, совмещенное с мастерством и талантом автора.

 

Продолжить чтение
  3827 просмотров
  0 комментарий

Пракрити и Пуруша двойная природа Космоса. Философия Веданты и Санкхьи.

Пракрити и Пуруша двойная природа Космоса. Философия Веданты и Санкхьи.

Концепция Пракрити и Пуруша является одним из наиболее важных аспектов в индуистской философии. Это было предметом обсуждения с незапамятных времен и интерпретировалась разными школами философской мысли. Теперь я попытаюсь пролить свет на эти явления, Пракрити и Пуруша описывающие происхождение и законы вселенной, имеющие право существовать в индийской мифологии и в современном мире.

Продолжить чтение
  10688 просмотров
  0 комментарий

Художественный стиль Поп-арт

Художественный стиль Поп-арт

Поп-арт визуальное направления в искусстве, возникшее в начале 1950-х годов в Великобритании и Соединенных Штатов. Происхождение термина поп-арт неизвестно, но часто приписывают британскому арт-критику Лоуренса Эллоуэя в эссе под названием "Искусство и СМИ», хотя он использует слова "популярная массовая культура» вместо «поп-арт". Лоуренс Эллоуэ был одним из ведущих критиков и защищал поп-арт в качестве законного вида искусства.


Это был один из крупнейших художественных движений ХХ века, основной идея была взята из популярной массовой культуры того времени, такие как телевидение, кино, рекламы и комиксов. Поп-арт широко интерпретируется как изменение или реакция на абстрактный экспрессионизм или даже расширяет это понятие.

 
Продолжить чтение
  4008 просмотров
  0 комментарий

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов родился в семье известного русского композитора и музыкального деятеля А. Н. Серова.

Портрет композитора А.Н.Серова, отца художника. 1888-1889

Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др.). Это благоприятное окружение помогло Серову впоследствии стать на позиции идейного реалистического искусства. Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он [Антокольский. — П. С.] не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его». Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин». Первый биограф Серова Игорь Грабарь в своей книге о жизни и творчестве художника вспоминает: «Все эффектное и необычайное было ему тогда чуждо, и он часто говаривал, что это нисколько не трогает, а волнует лишь самое обыкновенное. Он был слишком правдив». Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я, извините за выражение, все-таки реалист».

Продолжить чтение
  9669 просмотров
  0 комментарий

Виктор Цой и метафизика

Виктор Цой и метафизика

Недавно я шел по своему двору вечером и услышал звук гитары, пели песню:


“Но если есть в кармане пачка сигарет…
И билет на самолет с серебристым крылом...”

Сколько лет прошло со дня гибели Виктора Цоя, два десятилетия, а песни его звучат, их поют не только на фестивалях его памяти, но и во дворах, на кухнях, как и тогда, когда все начиналось... Почему так происходит? В чем причина такой популярности? И, мне кажется, здесь важно понять, кем является Виктор Цой для каждого, кому он дорог. Я отвечу за себя.

Продолжить чтение
  3998 просмотров
  0 комментарий

Самая дорогая банкнота

Самая дорогая банкнота
Самой дорогой и самой редкой банкнотой бывшей Российской империи признано считать выпущенную эмиром Бухары Сейид Мир-Алим-Ханом в 1918 (1337х.) году купюру номиналом 20 теньгов. Осенью 1918 года в связи с прекращением поступления денежных знаков из России, власти Бухары выпустили собственные деньги - ТЕНЬГА. Они были выполнены в мусульманских традициях на простой бумаге, и имели обращение как законное платежное средство.Вся серия этих денег была в обращении до осени 1921 года. Эти банкноты стали настоящим украшением коллекций бонистов в силу их редкости и исторической значимости. Сохранившихся банкнот достоинством 20 теньга известно всего три экземпляра. Одна из них была приобретена музеем в Катаре за баснословную сумму в один миллион фунтов стерлингов.
 
Продолжить чтение
  2798 просмотров
  0 комментарий

Ангкор-ват - великое творение человека

Ангкор-ват - великое творение человека

Ангкор-ват, Камбоджа

Ангкор — это монументальный архитектурный ансамбль, включающий десятки храмов и селений «спутников» с системой водоснабжения, необходимой для сельского хозяйства и повседневных нужд населения. Можно сказать, что Ангкор — это чудесная амальгама, в которой гармонично слились воедино Земля и Вода, Люди и Боги. Слияние и взаимодействие этих четырех элементов и вызвало к жизни одну из величайших цивилизаций средневековой Азии.

Город-государство Ангкор широко известен своими великолепными памятниками искусства и архитектуры. Но не следует забывать, что такой необычайный взлет художественного гения стал возможен благодаря неистощимой изобретательности человека в приспособлении к окружающей среде, благодаря преобразованию природных условий кхмерским обществом XII века, которое стремилось обеспечить интенсивное производство риса.

Продолжить чтение
  7205 просмотров
  0 комментарий

Боробудур - Буддийское святилище Индонезии.

Боробудур - Буддийское святилище Индонезии.

Чанди Боробудур — один из самых сложных и целостных религиозных символов в мире; каждый его уровень отмечен своей скульптурной символикой. Это сооружение скорее следует считать не храмом, а местом паломничества или даже своего рода школой или университетом. Стремящегося постигнуть учение буддизма по степенно направляют по террасам и лестницам к само: верхней платформе, при этом он испытывает и физически и духовно, насколько долог и труден путь к высше истине.

В центральной части индонезийского острова Ява, на плодородной равнине, окруженной горными грядами и вулканами, высится величественное буддийское святилище - чанди Боробудур. Боробудур с его устремленными вверх уступами каменных террас, уникальными рельефами и изображениями Будды увенчан огромной главной ступой. Его называют «крупнейшим, старейшим и прекраснейшим памятником Южного полушария». Построенный более тысячи лет назад, Боробудур был заброшен и забыт. Вновь открытый в XIX в., он был в значительной степени разрушен, и хотя в то время был проведен ряд мероприятий по восстановлению и сохранению памятника, Боробудур, казалось, был обречен на неизбежную гибель. После завоевания независимости сохранение этого зримого свидетельства славного прошлого Индонезии стало для молодого государства одной из первоочередных задач. Сегодня можно сказать, что Боробудур - это выдающееся творение человеческого гения - спасен для будущих поколений благодаря огромным усилиям, в которых слились воедино достижения многих научно-технических дисциплин, национальная гордость индонезийцев и международное сотрудничество в рамках международной кампании ЮНЕСКО по сохранению памятника. Завершена огромная по размаху, потребовавшая десяти лет работы археологическая спасательная операция, в ходе которой были камень за камнем разобраны и затем снова собраны квадратные нижние террасы этого колоссального сооружения. В публикуемой ниже статье Р. Сукмоно (Индонезия), директор Проекта реставрации Боробудура, прослеживает историю памятника и предлагает вниманию читателей свою интерпретацию его значения. В следующей статье Р. Сукмоно и С. Вут, координатор проекта со стороны ЮНЕСКО в 1971— 1975 гг., дают описание грозивших Боробудуру опасностей и рассказывают о ходе работ по сохранению памятника, завершившихся успехом.

Продолжить чтение
  3270 просмотров
  0 комментарий