Великий эпос Индии и Южной Азии Махабхарата и Рамаяна

Великий эпос Индии и Южной Азии Махабхарата и Рамаяна

На религиозной и культурной жизни всего Индостана, как и большей части остальной Азии, сказалось глубокое влияние двух великих эпических поэм индуизма — «Махабхараты» и «Рамаяны». Даже не касаясь вопроса их чисто литературных достоинств, отвечающих самым высоким критериям, эти произведения следует отнести к числу наиболее значительных памятников мировой поэзии.

«Махабхарата» — произведение в основе своей более древнее, чем «Рамаяна», его ядро дошло до нас из той далекой, теряющейся во тьме веков эпохи, которая следовала за временем создания гимнов «Ригведы», древнейшего литературного памятника Индии. Некоторые имена правителей, святых мудрецов и жрецов, упомянутые в «Махабхарате», встречаются и в источниках поздневедической эпохи, и вполне вероятно, что фабула поэмы сложилась на основе преданий, связанных с каким-то великим сражением, имевшим место около 900 года до нашей эры.

 

Продолжить чтение
  8524 просмотров
8524 просмотров

Целостная картина мира

Целостная картина мира

Ведическая точка зрения на мир, на устройство и законы мироздания! Очень интерестная точка зрения экспертов в области ведических знаний!

Продолжить чтение
  1951 просмотров
1951 просмотров

Ригведа, буддизм - страдание и причины

Ригведа, буддизм - страдание и причины

Порядок существования в «Ригведе»

Сразу же стоит отметить, что всеиндийское «открытие» страдания как в буддийском, так и в индуистском смыслах произошло намного позже «Риг-веды». Чаще всего представляют, что именно Будда впервые «осчастливил» мир вестью о тотальности страдания, примерно таким образом: «Всё есть страдание. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание» (сарвам духкхам). Отечественный исследователь С.В. Пахомов пишет: «Именно буддизм впервые в истории индийской мысли четко формулировал постулаты, касающиеся страдания, причины страдания, спасения от страдания и пути к этому спасению». В действительности
мотив всеобщего преобладания духкхи в человеческой экзистенции появляется уже в «Бхагавадгите» (вопрос о том, что является более древним по отношению к другому, проповедь Будды или идеи «Гиты», остается открытым). Например, в стихах 13.9 и 8.15, соответственно, говорится: «Рождение, смерть, старость и болезни - это зло» (джанма мритью джара вьядхи -духкхадошанударшанам) [58, с. 661-62]. «Придя ко мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страдания мир, ибо они обрели высшее совершенство» (духкхалайам ашашва-там) [58, с. 451]. Примечательно, что первый стих фактически полностью совпадает со словами Будды, нашедшими подтверждение в его биографии.

Продолжить чтение
  2771 просмотров
2771 просмотров