Рекомендуемый

Стереотипы в нашем сознании

Стереотипы в нашем сознании

Примерно год в 1969 г. по приглашению Британского общества психологов и социологов я приехал в Лондон с лекцией «Стереотипы национальностей». Накануне лекции, когда размышления на занимавшую меня тему, очевидно, обострили мое восприятие, я в течение целого дня натыкался на примеры такого стереотипного мышления.

Я услышал, как кто-то из проживающих в отеле, где я остановился, воскликнул: «Ну, знаете ли, упрямство у нее чисто шотландское». В помещенном газетой книжном обозрении я встретил фразу: «С подлинно галльским остроумием». Вечером в театре во время антракта поймал обрывок разговора — хорошенькая девушка говорила своему спутнику: «Да, у американцев в поведении есть свой «стиль»; и, наконец, в детективе, который я читал перед сном, упоминалась «типично немецкая скрупулезность».

Все это и есть примеры «устойчивых представлений в нашем сознании», которые Уолтер Липпман назвал стереотипами. Типичной для стереотипов является та легкость, с какой большинство из нас прибегает к обобщениям, едва заходит речь об особенностях той или иной национальной или этнической группы; как правило, мы при этом не задумываемся о происхождении подобной «информации», ее истинности, правдивости или хотя бы правдоподобии.

Продолжить чтение
2524 просмотров
0 комментарий

Путь знаний - счастье уже вы!

Путь знаний - счастье уже вы!
Приобрести можно только то чего у вас нет, каждый ищущий предполагает что у него отсутствует это, вместо того чтобы найти ключ, собственную идею, которая бы вер......
Продолжить чтение
1140 просмотров
0 комментарий

Джидду Кришнамурти - о радикальном изменении

Джидду Кришнамурти - о радикальном изменении

 

"Что является инструментом, который наблюдает?"

 

Кришнамурти: Человек изменился не слишком глубоко. Мы говорим о радикальной революции в человеке, а не о наложении нового стереотипа поведения поверх старого. Нас интересует лишь фундаментальная перемена в том, что в действительности происходит внутри нас. Как мы говорили, мир и мы — не две разные, отдельные сущности: мир — это мы, и мы — это мир. Вызвать величайшую перемену в самой основе нашего бытия, революцию, мутацию, преобразование — неважно, какое слово использовать — вот то, чем мы занимаемся в ходе этих обсуждений.

Вчера мы спросили — может ли человек ясно взглянуть на самого себя без всякого искажения, искажения, которое является желанием оценить, осудить, достичь, избавиться от "того, что есть"? Всё это препятствует ясному восприятию, мешая человеку точно, интимно, вблизи наблюдать "то, что есть". Поэтому мне кажется, что этим утром нам следует провести время в дискуссии, обсуждая вместе природу наблюдения, — то, как мы смотрим, как слушаем и видим. Мы попытаемся выяснить, возможно ли вообще смотреть не только одной частью нашего существа, зрительно, интеллектуально, эмоционально. Возможно ли это вообще — наблюдать очень внимательно, близко, и без какого бы то ни было искажения? Имеет смысл вникнуть в это. Что это значит — видеть? Можем ли мы взглянуть на себя, на свою реальную основу, сотканную из зависти, жадности, озабоченности, страха, лицемерия, обмана, тщеславия? Можем ли мы без какого-либо искажения просто наблюдать это?

Продолжить чтение
1172 просмотров
0 комментарий