Рекомендуемый

Парусные суда получают признание

Парусные суда получают признание

В плодь до 1500 года самым распространенным типом военного и торгового судна в Средиземноморье была галера с одним ярусом весел. Длина весел постоянно увеличивалась, достигая 15 метров. Примерно треть длины весла находилась внутри галеры, и число гребцов, правивших одним веслом, иногда доходило до семи человек.

Очень скоро на смену рулевому веслу пришел руль, а на помощь гребцам — мачты и паруса. Венецианцы и генуэзцы плавали на больших галерах, оснащенных веслами и парусами (галеасы), и на грузовых судах малой скорости, вмещавших до 600 тонн груза (нефы или караки).
В 1571 году, при сражении в заливе Лепанто, испано-венецианская флотилия насчитывала 6 галеасов и свыше 200 галер, не считая более мелких вспомогательных судов. Лепанто — место последнего крупного морского сражения, в котором галеры были главной ударной силой флота, хотя их продолжали использовать еще более столетия.

А тем временем все большее распространение, особенно в Атлантике, получали парусные суда. Руль, навешенный на стойке ахтерштевня (с его помощью управление судом осуществляется быстрее), был, вероятно, известен в Китае уже в VIII веке, в Византии — в XII, а в Польше - в XIII    веке. Свое полное развитие он нашел на византийских судах XIV веха. Флот, собранный в 1413 году английским королем Генрихом V для вторжения во Францию, состоял из харак, барж, кокботов и им подобных судов грузоподъемностью до 500 тонн (наиболее известные суда такого типа — тупоносые, широкие, неповоротливые кокботы стран Северо-Западной Европы.

Продолжить чтение
2325 просмотров