Featured

«Когда Орфей впервые звук извлек из лиры»

«Когда Орфей впервые звук извлек из лиры»

На снимке: скульптура арфиста с островов Киклад (Греция). Еще 5000 лет назад с большим мастерством играли на арфе, древнейшем музыкальном инструменте. В те времена форма арфы была самой разнообразной — от лукообразной (примитивной) до треугольной (более сложной), а число струн колебалось между 4 и 11, доходя иногда и до 21.

Уже в доисторические времена человек чувствовал потребность в песне: она была необходима ему для того, чтобы усилить выразительность звуков, которые он издавал под влиянием своих эмоций, для того, чтобы придать этим звукам силу. Он стремился также усилить ритмическую основу таких проявлений своей деятельности, как марш и танец, хлопками в ладоши или игрой на примитивных музыкальных инструментах.

Эти инструменты, вероятнее всего, были «изобретены» людьми в разных местах, независимо друг от друга, возникли путем так называемого полигенезиса. Процесс создания инструментов протекал эмпирически, человек приучался пользоваться ими в соответствии с теми звуками, которые они издавали подчас совершенно случайно; они могли звучать порой от ударов, потряхивания, быстрого вращательного движения или трения, иногда от щипковых движений по резонирующим или вибрирующим предметам, от прохождения струи воздуха сквозь тростник или другие полые трубки.

Луиджи Парети — выдающийся итальянский ученый, специалист по античной истории, автор основного текста «Империи древнего мира» — II тома «Истории человечества», — написанного им незадолго до своей смерти в 1962 году.

Продолжить чтение
1736 просмотров